Знак неравенства
В Горбачев-фонде прошел круглый стол, посвященный проблемам образованияИнтеллектуальный потенциал населения определяет
конкурентоспособность страны в мире. Поэтому качественное образование
становится проблемой стратегической. От ее решения будет зависеть и
развитие экономики знаний в противовес экономике трубы. Может ли
образование быть платным? Что нужно сделать, чтобы образование стало
социальным лифтом? Сколько денег нужно образованию? Могут ли решаться
проблемы в образовании, пока они не решены в стране? Готово ли общество
добиваться улучшения образования?
Эти вопросы были в центре внимания участников круглого стола.
Открывая встречу, Михаил Горбачев напомнил: то, что происходит сейчас с образованием, — это уже размывание фундамента.
Одна из самых горячих тем — воспроизводство системой образования
неравенства, существующего в нашем обществе. «Не получается! —
констатировал Давид Константиновский, руководитель Центра социологии
образования, науки и культуры РАН. — Неравенство закладывается с самой
начальной ступени образования». Первый этап — недоступность детского
сада, который мог бы выравнивать уровень подготовки детей перед школой.
Затем школы с очень разным качеством образования и, соответственно, с
различным социальным составом.
Участники круглого стола пришли к выводу, что переменами движет
бухгалтерский подход: решаются не содержательные, не социальные, не
собственно образовательные, а только экономические проблемы. Хотя
сиюминутная экономия на образовании — это значительные потери в будущем.
Известно, что вкладывать в образование экономически целесообразно!
«Один доллар, вложенный в дошкольника, дает в будущем прибыль в 21
доллар. Один доллар, вложенный в студента университета, дает 4 доллара»,
— констатировал уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений
Бунимович. Но в России такая зависимость, работающая в странах, где есть
спрос на высококвалифицированную рабочую силу, не действует. Почему —
объяснил профессор Александр Аузан, президент Института национального
проекта: «Я на своем семинаре в МГУ спрашиваю студентов: где вы себя
видите через четыре года? И слышу ответы: в Германии, Ирландии, США…
Экономика трубы не требует мозгов».
Директор 45-й московской гимназии Михаил Шнейдер рассказал, что
сейчас в Москве ликвидируются бюджетные доплаты, которые имели гимназии
за гимназический компонент. На собрании родителям предложили доплачивать
за то, что предлагается сейчас отменить. Родители отказались: они
согласны получить от школы то, что останется, а деньги отдавать
репетиторам за подготовку своего ребенка к ЕГЭ.
А начинать все равно надо с учителя. Зарплата большинства российских
учителей — 8—9 тыс. рублей. Это значит, что работать учителем может
только фанатик или женщина, которую содержит муж.
Людмила Рыбина |