Генпрокуратура обнаружила нарушения в российских школах: денежные
поборы, незаконное тестирование при приеме, несоблюдение прав
детей-инвалидов и неограниченный доступ школьников к экстремистским и
порносайтам. Министру образования и науки Андрею Фурсенко внесено
представление. Минобрнауки должно исправить нарушения в течение месяца.
Как ведомство будет это делать – пока непонятно.
В среду Генпрокуратура внесла в адрес главы Минобрнауки
Андрея Фурсенко представление об устранении нарушений, выявленных при
проверке российской системы образования. В основном в поле зрения
надзорного ведомства попали школы – именно там, по мнению сотрудников
прокуратуры, происходят масштабные и злостные нарушения. Прежде всего, сотрудников прокуратуры обеспокоил факт сокращения количества школ в России. «Прокуратурой установлено, что с 2008 по 2010 учебные годы число образовательных учреждений в стране уменьшилось с 57 до 50 тыс.
Только в Омской области ликвидировано 79 учреждений и 160 их
обособленных структурных учреждений. А в Ульяновской области отменены
постановления о ликвидации пяти школ общей численностью более 1,7 тыс.
учащихся», – сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе Генпрокуратуры. «В
первую очередь страдают малокомплектные и небольшие школы: чем меньше
школа, тем больше шансов у нее быть закрытой. Вслед за школой исчезает
село и образуются пустые территории при перенаселенных соседях. Рано или поздно это кончится плохо», – считает заместитель комитета Госдумы по образованию Олег Смолин. Еще одна претензия прокуратуры касается нарушения прав инвалидов-школьников. В
ходе проверки было выявлено, что сеть специальных школ для детей с
ограниченными возможностями сокращается: по итогам проверки было
выявлено, что за последние три года их количество сократилось на сто
учреждений. Имеющиеся школы не оборудованы пандусами, поручными,
подъемниками и не имеют специальных учебных пособий. «Конечно,
нарушения есть. Особенно в образовательных школах. Очень редкие школы
имеют условия приемлемые для детей со специальными образовательными
потребностями. В Москве ситуация более-менее благополучная, а наши
партнеры в регионах говорят о том, что там очень редко бывают созданы
необходимые условия для обучения детей с инвалидностью и зачастую нет
даже обычных пандусов. Например, в общеобразовательных школах вообще нет
учебных пособий для незрячих детей», – рассказала «Газете.Ru» директор Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» Денис Роза. Кроме того, как заявили в Генпрокуратуре, «при приеме детей в школы нарушается принцип доступности общего образования, закрепленный в ст. 43 Конституции и законом «Об образовании». В частности, «проводятся
непредусмотренные законом конкурсы и отборы по результатам
тестирования, от родителей учащихся требуют предоставление излишних
документов», – говорится в сообщении ведомства. Представители школ подтверждают наличие таких злоупотреблений. «Такие
нарушения встречаются сплошь и рядом, причем уровень заданий для
тестирования, как правило, не соответствует уровню заведения», –
рассказал «Газете.Ru» учитель лицея1525 «Воробьевы
горы» Леонид Перлов. При этом он пояснил, что если ребенок поступает в
первый класс и прописан по этой школе, то тестирование является
незаконным, но даже если он не прописан, то при наличии свободных мест
должен быть принят без каких-то ни было экзаменов. «Тестирование
или правильнее сказать собеседование возможно лишь в качестве
вспомогательного инструмента для того чтобы, к примеру, выяснить группу
по изучению языка или для занятий физкультурой. При поступлении в
непростые школы, имеющие соответствующую лицензию и статус гимназии или
лицея отбор законом допускается», – сказал он. Еще
одно системное нарушение, которое обнаружила Генпрокуратура – денежные
поборы с родителей под видом благотворительного добровольного взноса или
помощи школе, которые на самом деле носят принудительный и обязательный
характер. «Премьер-министр
Владимир Путин недавно заявил, что любой сбор денег незаконен и,
согласно Конституции, это правильно, но Минфин финансирует образование в
лучшем случае наполовину от минимальных потребностей. Встает выбор: или
собирать деньги или оставаться в нищенском состоянии. Если мы хотим
качественное бесплатное образование, нужно увеличить финансирование
вдвое, а если мы хотим играть в популизм, тогда запрещаем любые поборы и
переваливаем ответственность на учителей и директора», – говорит Олег
Смолин. В ряде образовательных учреждений проверка выявила, что школьники имеют свободный доступ с интернет-контенту «недетского» характера, содержащему экстремистские, эротические и даже порнографические материалы. Такое бесконтрольное отношение администрации школ к пользованию интернетом было выявлено в ряде регионов России. «Московские
школы раньше других регионов приобщились к интернету и имеют приличный
опыт в этом вопросе. Когда в рамках нацпроекта по образованию шла
информатизация всей страны мы пытались объяснить министерству, что
информатизация образовательных учреждений – это не только компьютеры. Мы
предлагали делать разработки по обучающим программам для учителей по
безопасности, по пользованию контентом, но наше предложение не было
воспринято и отсюда мы имеем те проблемы, на которые указывает
Генпрокуратура», – уверен уполномоченный по правам ребенка в Москве
Евгений Бунимович. В итоге Генпрокуратура предложила
министерству образования и науки разработать единый порядок проведения
экспертной оценки последствий всех нарушений, связанных с реорганизацией
и реконструкцией школ, разработать порядок приема как в обычные школы,
так в гимназии и лицеи и прекратить практику поборов со стороны
администраций школ. На все эти мероприятия согласно действующему законодательству у министра есть ровно месяц. «Сроки по представлениям прописаны в ст. 24 Федерального закона «О
прокуратуре Российской Федерации». В течение месяца должны быть приняты
конкретные меры по устранению нарушений и результатах должно быть
сообщено прокурору в письменной форме», – сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе Генпрокуратуры. Каким
образом министерство собирается устранить все эти нарушения, непонятно.
Получить комментарии в пресс-службе Минобрнауки к вечеру среды не
удалось.
|