...

Меню сайта
Главная страница Информация о сайте Каталог файлов Каталог статей Форум Фотоальбомы Гостевая книга Доска объявлений Обратная связь FAQ-Вопрос/ответ Soft for Windows
Учебная литература
Лучший в России интернет-магазин учебной литературы!
Статистика сайта
Главная » 2011 » Январь » 29 » «Наши дети — цифровые аборигены»
17:11
«Наши дети — цифровые аборигены»
«Наши дети — цифровые аборигены»

Специалисты Центра информационных технологий и учебного оборудования Департамента образования Москвы отвечают на вопрос, зачем школам «крутые, дорогие компьютеры»


В конце прошлого года (№142 от 17 декабря 2010) мы написали о масштабном проекте, который готовит Департамент образования Москвы (в лице его Центра информационных технологий и учебного оборудования). Благодаря проекту в школы были закуплены «крутые, дорогие компьютеры». Сегодня реализаторы проекта объясняют, зачем это было сделано.

Елена Игоревна Булин-Соколова, директор Центра информационных технологий и учебного оборудования Департамента образования города Москвы, основательно постаралась исправить мое искаженное восприятие мира школьного образования. В ее модели мира становится понятным, почему даже в младшей школе нужны именно ноутбуки Apple и почему их нельзя заменить на обычные ПК.

Следует пояснить, что в компьютерном мире уже порядка тридцати лет конкурируют две модели пользователя: одна крайность представлена платформой Apple (компьютерами Mac), другая — свободным программным обеспечением, обычно ассоциирующимся с названием операционной системы Linux. Apple изначально старалась сделать в своих компьютерах так, чтобы у пользователя не возникало лишних вопросов: включил компьютер, и сразу за работу — создавать тексты, картинки, обрабатывать видео. Инструменты — программное обеспечение для всех этих действий — прямо встроены в систему и интегрируются с ней, возможности замены или выбора крайне ограничены.

В противоположность «Макам» платформа Linux предоставляет свободу выбора таких инструментов, зато пользователь обязан знать, что именно он хочет получить. Платформа Windows представляет собой середину между этими крайностями, причем не слишком удобную: «чайникам» приходится специально учиться с ней работать, а «гуру» не любят ее за слишком сложное и во многом нелогичное устройство. По всем этим причинам выбор компьютерной платформы для образования в школе весьма неоднозначен и очень зависит от поставленной задачи.

Стандарт российского образования, предложенный к принятию в 2009 году, по словам Елены Игоревны, «фиксирует не только требования к результатам обучения (что ученик должен знать, уметь и т.д.), но и требования к условиям обучения. Там не говорится, что в классе должен быть микроскоп или Интернет, а говорится, что должны быть созданы условия, чтобы учащийся самостоятельно собирал информацию из различных источников, в том числе из сети Интернет».

 «Уже много лет все образовательное сообщество говорит о том, что основное умение, которому мы должны научить, — уметь учиться в течение всей жизни. Мы все равно даем конкретные знания, предметные компетентности, сообщаем исторические факты. Но важно не то, чтобы ученик их запомнил и отбарабанил. Важно, чтобы он, накопив все, что мы ему даем, приобрел опыт нахождения алгоритма для решения новых задач».

Понятие «сопротивление среды» становится ключевым моментом в этом процессе: «Вот у школьника есть бумага и ручка — он рисует букву, у него получается криво и косо, и еще учительница подчеркивает ошибки. Какая у него мотивация, если он с самых первых дней ощущает себя неуспешным? За эти годы, что мы тратим на то, чтобы он освоил каллиграфическое письмо, да еще и освоил грамотное орфографическое письмо, у него утрачивается желание нам сказать что-нибудь письменно», — говорит Елена Игоревна.

«Одновременно утрачивается и желание сказать нам что-то устно — там и сопротивление среды не такое, но зато там нет условий для того, чтобы что-то говорить и учиться говорить правильно. Хорошо, если с ребенком все дошкольное детство играли и разговаривали. А в школу приходят дети, которые не имеют опыта речевой деятельности, и их больше половины. Он все дошкольное детство молчал, а тут приходит в первый класс, и ему говорят: а вот расскажи, что ты видишь на картинке? Он начинает, мысли теряются, учительница говорит: ну садись, всё, уже терпения нет ждать, пока ты сосредоточишься».

Это нужно преодолевать, полагает Елена Игоревна, и информационные технологии нам в этом помогут: «Когда его речь записывается на видео, ребенок видит, как это было раньше и как это стало теперь, он видит свои успехи, что у него получается».

Почему нужны ноутбуки, работающие автономно много часов в день? В учебном классе Центра информационных технологий — тележка с ноутбуками. Перед началом занятий все ученики разбирают по партам компьютеры, и они должны так работать шесть уроков каждый день. «У нас нет возможности пропускать все 120 человек в течение дня через компьютерный класс. Шестилетний ребенок не должен сидеть, он должен двигаться. Если на парту нагромоздить настольный компьютер с монитором, то ему просто доски не видно будет». По мнению Елены Игоревны, совершенно не годятся для обучения в начальной школе и дешевые нетбуки: «Нетбук можно использовать как компьютер в цифровой лаборатории, но не в начальной школе».

Еще одно из главных условий, чтобы стандарт заработал, — подготовка кадров, готовых все это воплотить в жизнь. «Речь идет о том, чтобы учитель начальной школы — те, кому уже не 19 лет, и даже не 32, а скорее 65, — чтобы он на своем уроке формировал эти компетентности». В идеале это происходит так: «Дети идут на прогулку, снимают там, а воспитательница потом копирует все на сервер, оставляя дорожку для музыки и голоса. Детишки проснулись, смотрят на то, что они наснимали, и рассказывают, как это было. Инструменты должны быть доступными, простыми и понятными».

«Мы, — говорит Елена Игоревна, — цифровые мигранты, а дети — цифровые аборигены. И сколько учителей за эти проблемы возьмется, и сколько из них к этому готовы?» Через Центр обучения Булин-Соколовой за прошлый год прошли шестьсот учителей начальных школ Москвы. Она сама говорит, что «двести это используют на практике. Четверть это делает систематически, четверть — иногда. Причем им еще не дали оборудования — откуда они его взяли, это отдельный вопрос». Ее супруг, член-корреспондент РАН, ректор Московского института открытого образования Алексей Львович СЕМЕНОВ, более пессимистичен в своих оценках: он полагает, что «в массовом масштабе не происходило ничего. В лучшем случае до пяти процентов тех, кто реально эти технологии использует. От первых сумасшедших мы переходим к тем, кто начинает это реально использовать, — десять, может быть, пятнадцать процентов. Через два года — может быть, двадцать».

Но я им верю, этим супругам, фанатам «нового образования». У Елены и Алексея шестеро собственных детей, и поэтому они точно знают, что творят.

Они считают, что инструменты должны быть простыми и удобными. А за это приходится платить.

Юрий Ревич
обозреватель «Новой»

Статья взята с сайта: http://www.novayagazeta.ru/
Просмотров: 1179 | Добавил: 5ska5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск по сайту

2

Календарь
«  Январь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Последние файлы
11.01.2011
Skype 5.1.0.104
03.01.2011
Punto Switcher
03.01.2011
Avast! Pro & Internet Security 5.1.864 Final ML RUS
03.01.2011
Adguard
03.01.2011
AusLogics BoostSpeed 5.0.6.245 RePack
Последние статьи
29.10.2010
Вечноцветущий кактус из бисера
29.10.2010
Бонсай из бисера
29.10.2010
Французская техника плетения цветов из бисера
27.10.2010
Плетение из бересты
Наш Banner
Мы будем Вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте.

Сайт учителей технологии и педагогов доп. образования


Друзья сайта



Интернет-магазин SMOLNIKOVA

Seldon2010

Смольникова Ирина Владимировна © 2010 - 2024
Каталог Ресурсов Интернет раскрутка сайта - Net-Pr.Ru PR-CY.ru Каталог сайтов XARIS. Каталог сайтов Всего.RU Этот сайт защищен «Site Guard» OneRank.ru