...

Меню сайта
Главная страница Информация о сайте Каталог файлов Каталог статей Форум Фотоальбомы Гостевая книга Доска объявлений Обратная связь FAQ-Вопрос/ответ Soft for Windows
Учебная литература
Лучший в России интернет-магазин учебной литературы!
Статистика сайта
Главная » 2010 » Ноябрь » 1 » Главный миф об образовании, породивший спор.
12:25
Главный миф об образовании, породивший спор.

Пожалуй, ни одно из нововведений в системе образования (разве что за исключением ЕГЭ) не вызывалО столько слухов, споров и протестов, сколько известие об изменениях в финансовой деятельности школ. Мера эта касается в большей степени внутренних вопросов образовательного учреждения. Однако граждане нашей страны поняли идею Минобрнауки РФ по-своему: большинство решило, что в наших школах будет внедрено платное образование.

Споры и слухи

О том, что в школах будут как-то иначе, нежели прежде, решать экономические вопросы, слышали около половины россиян. Правда, 61% из опрошенных Всероссийским центром изучения общественного мнения - против нового порядка финансово-экономической деятельности школ. Треть считает, что в результате снизится уровень грамотности, так как не все смогут «платить за образование». И лишь десятая часть приветствует нововведение.

Почему народ принимает в штыки новую идею? Как правило, человек, далекий от вопросов образования, на вопрос, в чем же она заключается, ответит примерно следующее: «В школе будет минимум обязательных предметов, за все остальное придется платить». Особо «просвещенные» укажут на то, что «по новому закону из обязательных предметов останутся только русский язык, математика и история религий, а дети будут учиться по три урока в день. За остальные нужно будет платить родителям». Соответственно, дальше следует оценка такого порядка вещей и здесь люди разделяются на две группы. Большинство вспоминает о том, что образование в нашей стране должно быть бесплатным и все дети, независимо от их достатка, должны иметь возможность посещать все уроки. А меньшинство, среди которого, как ни странно, встречаются и педагогические работники, не без оснований возражает: далеко не все дети могут и, главное, хотят осваивать полный школьный курс. Значит, вполне можно обойтись минимумом уроков для малоодаренных детей, а с талантливыми, напротив, МОЖНО заниматься дополнительно. Кто-то из наших собеседников и вовсе высказался категорично: пускай, дескать, будет обязательное разделение в школах - учиться будут только те, кто хочет, а надоевших прогульщиков и двоечников можно наконец отправить с волчьим билетом куда подальше. Ирония заключается в том, что не правы обе стороны. Потому что неверно поняли изначальную цель, которую преследует нововведение. Сложно сказать, откуда взялся миф о «трех бесплатных уроках». Но точно известно, что именно так в российских школах никто делать не собирался и не собирается. На самом деле не все так просто: не стоит привычно ругать руководство Минобрнауки РФ. Для начала стоит разобраться в том, что, собственно, представляют собой планируемые нововведения.

Предметы: обязательные и не очень

Что мы обычно вкладываем в понятие «обязательный предмет»? Для примера рассмотрим ситуацию с выпускными экзаменами. Как правило, есть два предмета, по которым ЕГЭ пишут все. Раньше, когда дети сдавали экзамен в традиционной форме, также было два основных предмета, например русский язык и математика. В дополнение к ним необходимо было пройти испытание еще по двум дисциплинам - уже на выбор. Но означало ли это, что все остальные предметы враз становились неважными и ненужными и вообще не включались в аттестат? Никоим образом.

И прежний, и новый российские законы «Об образовании» гарантируют одинаковые права для всех граждан страны. Касаются они как выбора школы, лицея, училища, университета и так далее, так и порядка обучения в них. Доступность и качество образовательных услуг - основа закона, главный принцип, из которого следуют все остальные. Думается, ясно, что «три урока в день» в такой принцип укладываются мало. А значит, уж точно не могли в Минобрнауки правой рукой писать основной документ, регулирующий деятельность, а левой - готовить нормативы, ему противоречащие.

Более того, новый Закон «Об образовании» предполагает, что в этой сфере должны работать условия свободной конкуренции. Зачем это сделано, думается, ясно: чем выше котируется образовательное учреждение, тем больше желающих там учиться. А значит, можно внедрять больше дополнительных услуг и претендовать на больший объем субсидий. Этому должно способствовать введенное в стране нормативное подушевое финансирование. Это ключевой момент - недаром практически все школы перешли на него. Напомним, что принцип его относительно прост: деньги выделяются учебному заведению по количеству учеников. В таком случае новый порядок финансово-экономический деятельности школ, по сути, предполагает лишь внедрение платного факультатива по разным предметам. Кстати, многие ли из нынешних взрослых посещали факультативные занятия по тем или иным предметам в школе? Хорошо, если каждый четвертый. То есть большинство учащихся и их родителей изменений и не заметит.

Госзаказ и госстандарт

Два ключевых понятия, о которых стоит сказать особо. Что такое госстандарт, думается, понятно. Когда речь заходит об образовании, госстандарт подразумевает как раз то, что все школьники должны получать определенный объем знаний - отнюдь не в объеме трех уроков, а то, что закреплено в действующих образовательных программах. Другое дело, что сегодня на государственном уровне изменился способ достижения этой цели. Государство выступает в роли заказчика услуг, а школы - исполнителя. То есть порядок тот же, что принят в обычных отношениях между продавцом и покупателем.

Госзаказ для современной России - явление привычное. В чем он, грубо говоря, заключается? На уровне страны (региона или города - неважно) ставится задача: нужно больше, ну пусть, детских садов. Далее идут теоретические расчеты: сколько мы можем построить в год, какие средства для этого потребуются. Затем в бюджете выделяются необходимые средства и... объявляется конкурс на выполнение конкретных работ. Предприятие, которое предложит лучшие условия, выиграет и будет строить детские сады. Конечно, сама по себе схема работы госзаказов и госзакупок в нашей стране только отрабатывается и недостатков у них предостаточно. Однако понятно, что сам по себе принцип конкурентной борьбы за выполнение работы для государства - идея неплохая.

Теперь вернемся к образованию. В чем суть ряда изменений? По большому счету, в России пытаются применить тот же принцип госзаказа, только к образованию. И речь идет о сверхзадаче: обучить и воспитать гражданина нового времени. Мягко говоря, это будет посложнее, чем построить несколько домов. Главное же отличие госзаказа - ориентация на результат. То есть мы даем задание и нас особо не интересует, какими путями его будут достигать, - главное, чтобы в конечном итоге качество соответствовало.

Если речь идет о профессионалах, коими, по умолчанию, государство считает педагогический состав образовательных учреждений, определенная свобода в том, кого и как учить,должна пойти на пользу. А если есть возможность заработать, люди должны искать способы ею воспользоваться. Платные услуги - как раз та самая возможность заработать, как педагогам, так и школам. Ведь госзаказ предполагает в первую очередь компенсацию расходов на основные нужды вроде зарплаты педагогам. А как быть, если школа хочет купить себе... ну, скажем, световое оборудование для дискотеки? Понятно, что к образованию эти затраты не относятся. Но танцевать дети все равно хотят. Да и полезно устраивать подобное с точки зрения педагогики: неформальное общение все-таки. Или, к примеру, школьному подворью нужна новая теплица. Это - тоже не вполне образовательные траты, хотя выгода от выращивания собственных овощей и воспитания юннатов понятна. Но откуда брать деньги? Зарабатывать самим. Как именно - способ предлагается на государственном уровне.

Заработать, правда, получится не всем. Дело в том, что далеко не каждая школа получит финансовую независимость. Как известно, все учебные заведения будут разделены на три группы. Казенные будут полностью находиться на государственном пансионе и содержаться за счет государства. Причем расчеты этих организаций будут прописаны изначально, до мелочей идти через Федеральное казначейство. Кто сталкивался с работой этой организации, тот знает: купить что-либо помимо предусмотренного изначально или манипулировать деньгами там невозможно.

Бюджетные организации будут получать средства в виде субсидий и тратить на свое усмотрение. Но тоже - через казначейство. По принципу «ни копейки в сторону», хотя некоторые платные кружки они ввести могут. И лишь так называемые автономные учреждения получат полную финансовую свободу: хотят - держат деньги в банке, привлекают инвесторов и зарабатывают деньги на платных занятиях. Понятно, что школ первого и последнего типа немного: далеко не всем требуется полный государственный контроль, и не каждая школа может жить в условиях свободного рынка.

Андрей КЕДРИН


Источник: http://www.eduhelp.info/page/glavnyj-mif-ob-obrazovanii-porodivshij-spor

Просмотров: 573 | Добавил: 5ska5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск по сайту

2

Календарь
«  Ноябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Последние файлы
11.01.2011
Skype 5.1.0.104
03.01.2011
Punto Switcher
03.01.2011
Avast! Pro & Internet Security 5.1.864 Final ML RUS
03.01.2011
Adguard
03.01.2011
AusLogics BoostSpeed 5.0.6.245 RePack
Последние статьи
29.10.2010
Вечноцветущий кактус из бисера
29.10.2010
Бонсай из бисера
29.10.2010
Французская техника плетения цветов из бисера
27.10.2010
Плетение из бересты
Наш Banner
Мы будем Вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте.

Сайт учителей технологии и педагогов доп. образования


Друзья сайта



Интернет-магазин SMOLNIKOVA

Seldon2010

Смольникова Ирина Владимировна © 2010 - 2024
Каталог Ресурсов Интернет раскрутка сайта - Net-Pr.Ru PR-CY.ru Каталог сайтов XARIS. Каталог сайтов Всего.RU Этот сайт защищен «Site Guard» OneRank.ru