Пожалуй, ни одно из нововведений в системе образования (разве что за
исключением ЕГЭ) не вызывалО столько слухов, споров и протестов, сколько
известие об изменениях в финансовой деятельности школ. Мера эта
касается в большей степени внутренних вопросов образовательного
учреждения. Однако граждане нашей страны поняли идею Минобрнауки РФ
по-своему: большинство решило, что в наших школах будет внедрено платное
образование.
Споры и слухи
О том, что в школах будут как-то иначе, нежели прежде, решать
экономические вопросы, слышали около половины россиян. Правда, 61% из
опрошенных Всероссийским центром изучения общественного мнения - против
нового порядка финансово-экономической деятельности школ. Треть считает,
что в результате снизится уровень грамотности, так как не все смогут
«платить за образование». И лишь десятая часть приветствует
нововведение.
Почему народ принимает в штыки новую идею? Как правило, человек,
далекий от вопросов образования, на вопрос, в чем же она заключается,
ответит примерно следующее: «В школе будет минимум обязательных
предметов, за все остальное придется платить». Особо «просвещенные»
укажут на то, что «по новому закону из обязательных предметов останутся
только русский язык, математика и история религий, а дети будут учиться
по три урока в день. За остальные нужно будет платить родителям».
Соответственно, дальше следует оценка такого порядка вещей и здесь люди
разделяются на две группы. Большинство вспоминает о том, что образование
в нашей стране должно быть бесплатным и все дети, независимо от их
достатка, должны иметь возможность посещать все уроки. А меньшинство,
среди которого, как ни странно, встречаются и педагогические работники,
не без оснований возражает: далеко не все дети могут и, главное, хотят
осваивать полный школьный курс. Значит, вполне можно обойтись минимумом
уроков для малоодаренных детей, а с талантливыми, напротив, МОЖНО
заниматься дополнительно. Кто-то из наших собеседников и вовсе
высказался категорично: пускай, дескать, будет обязательное разделение в
школах - учиться будут только те, кто хочет, а надоевших прогульщиков и
двоечников можно наконец отправить с волчьим билетом куда подальше.
Ирония заключается в том, что не правы обе стороны. Потому что неверно
поняли изначальную цель, которую преследует нововведение. Сложно
сказать, откуда взялся миф о «трех бесплатных уроках». Но точно
известно, что именно так в российских школах никто делать не собирался и
не собирается. На самом деле не все так просто: не стоит привычно
ругать руководство Минобрнауки РФ. Для начала стоит разобраться в том,
что, собственно, представляют собой планируемые нововведения.
Предметы: обязательные и не очень
Что мы обычно вкладываем в понятие «обязательный предмет»? Для
примера рассмотрим ситуацию с выпускными экзаменами. Как правило, есть
два предмета, по которым ЕГЭ пишут все. Раньше, когда дети сдавали
экзамен в традиционной форме, также было два основных предмета, например
русский язык и математика. В дополнение к ним необходимо было пройти
испытание еще по двум дисциплинам - уже на выбор. Но означало ли это,
что все остальные предметы враз становились неважными и ненужными и
вообще не включались в аттестат? Никоим образом.
И прежний, и новый российские законы «Об образовании» гарантируют
одинаковые права для всех граждан страны. Касаются они как выбора школы,
лицея, училища, университета и так далее, так и порядка обучения в них.
Доступность и качество образовательных услуг - основа закона, главный
принцип, из которого следуют все остальные. Думается, ясно, что «три
урока в день» в такой принцип укладываются мало. А значит, уж точно не
могли в Минобрнауки правой рукой писать основной документ, регулирующий
деятельность, а левой - готовить нормативы, ему противоречащие.
Более того, новый Закон «Об образовании» предполагает, что в этой
сфере должны работать условия свободной конкуренции. Зачем это сделано,
думается, ясно: чем выше котируется образовательное учреждение, тем
больше желающих там учиться. А значит, можно внедрять больше
дополнительных услуг и претендовать на больший объем субсидий. Этому
должно способствовать введенное в стране нормативное подушевое
финансирование. Это ключевой момент - недаром практически все школы
перешли на него. Напомним, что принцип его относительно прост: деньги
выделяются учебному заведению по количеству учеников. В таком случае
новый порядок финансово-экономический деятельности школ, по сути,
предполагает лишь внедрение платного факультатива по разным предметам.
Кстати, многие ли из нынешних взрослых посещали факультативные занятия
по тем или иным предметам в школе? Хорошо, если каждый четвертый. То
есть большинство учащихся и их родителей изменений и не заметит.
Госзаказ и госстандарт
Два ключевых понятия, о которых стоит сказать особо. Что такое
госстандарт, думается, понятно. Когда речь заходит об образовании,
госстандарт подразумевает как раз то, что все школьники должны получать
определенный объем знаний - отнюдь не в объеме трех уроков, а то, что
закреплено в действующих образовательных программах. Другое дело, что
сегодня на государственном уровне изменился способ достижения этой цели.
Государство выступает в роли заказчика услуг, а школы - исполнителя. То
есть порядок тот же, что принят в обычных отношениях между продавцом и
покупателем.
Госзаказ для современной России - явление привычное. В чем он, грубо
говоря, заключается? На уровне страны (региона или города - неважно)
ставится задача: нужно больше, ну пусть, детских садов. Далее идут
теоретические расчеты: сколько мы можем построить в год, какие средства
для этого потребуются. Затем в бюджете выделяются необходимые средства
и... объявляется конкурс на выполнение конкретных работ. Предприятие,
которое предложит лучшие условия, выиграет и будет строить детские сады.
Конечно, сама по себе схема работы госзаказов и госзакупок в нашей
стране только отрабатывается и недостатков у них предостаточно. Однако
понятно, что сам по себе принцип конкурентной борьбы за выполнение
работы для государства - идея неплохая.
Теперь вернемся к образованию. В чем суть ряда изменений? По большому
счету, в России пытаются применить тот же принцип госзаказа, только к
образованию. И речь идет о сверхзадаче: обучить и воспитать гражданина
нового времени. Мягко говоря, это будет посложнее, чем построить
несколько домов. Главное же отличие госзаказа - ориентация на результат.
То есть мы даем задание и нас особо не интересует, какими путями его
будут достигать, - главное, чтобы в конечном итоге качество
соответствовало.
Если речь идет о профессионалах, коими, по умолчанию, государство
считает педагогический состав образовательных учреждений, определенная
свобода в том, кого и как учить,должна пойти на пользу. А если есть
возможность заработать, люди должны искать способы ею воспользоваться.
Платные услуги - как раз та самая возможность заработать, как педагогам,
так и школам. Ведь госзаказ предполагает в первую очередь компенсацию
расходов на основные нужды вроде зарплаты педагогам. А как быть, если
школа хочет купить себе... ну, скажем, световое оборудование для
дискотеки? Понятно, что к образованию эти затраты не относятся. Но
танцевать дети все равно хотят. Да и полезно устраивать подобное с точки
зрения педагогики: неформальное общение все-таки. Или, к примеру,
школьному подворью нужна новая теплица. Это - тоже не вполне
образовательные траты, хотя выгода от выращивания собственных овощей и
воспитания юннатов понятна. Но откуда брать деньги? Зарабатывать самим.
Как именно - способ предлагается на государственном уровне.
Заработать, правда, получится не всем. Дело в том, что далеко не
каждая школа получит финансовую независимость. Как известно, все учебные
заведения будут разделены на три группы. Казенные будут полностью
находиться на государственном пансионе и содержаться за счет
государства. Причем расчеты этих организаций будут прописаны изначально,
до мелочей идти через Федеральное казначейство. Кто сталкивался с
работой этой организации, тот знает: купить что-либо помимо
предусмотренного изначально или манипулировать деньгами там невозможно.
Бюджетные организации будут получать средства в виде субсидий и
тратить на свое усмотрение. Но тоже - через казначейство. По принципу
«ни копейки в сторону», хотя некоторые платные кружки они ввести могут. И
лишь так называемые автономные учреждения получат полную финансовую
свободу: хотят - держат деньги в банке, привлекают инвесторов и
зарабатывают деньги на платных занятиях. Понятно, что школ первого и
последнего типа немного: далеко не всем требуется полный государственный
контроль, и не каждая школа может жить в условиях свободного рынка.
Андрей КЕДРИН
Источник: http://www.eduhelp.info/page/glavnyj-mif-ob-obrazovanii-porodivshij-spor
|