Деньги, которые будут потрачены на повышение зарплаты педагогам, — это самый разумный вклад в будущее России
Когда я объяснял французским коллегам, что учитель получает меньше,
чем девочка, делающая в офисе кофе, они просили написать сумму на
бумажке. Думали, что я со своим французским запутался в числительных.
Запутался в нулях.
Кстати, около половины учителей начальной школы во Франции — мужчины. Понятно почему...
Этот текст написан в жанре сочинения для старшеклассников: «Если б я
был министром…». Итак, два предложения… Первое — понимаю, что
фантастическое. Я бы боролся за повышение зарплаты учителя в 2-3 раза.
Не стимулирование «лучших учителей» и не гранты молодым. Хотя понятна
логика правительства в Год учителя. Гранты «лучшим» — дешевле для
бюджета, чем банальное повышение зарплаты всем. Да и молодых надо как-то
привлечь и удержать. Вроде правильно.
Но… Кто будет выбирать «лучших и молодых»? Извините, коллеги, никого
не хотел обидеть. Вот и станет наша модернизация возвратом в эпоху
развитого социализма.
Да, увеличить зарплату всем: молодым и старым, либералам и
крепостникам. Я не экономист и не могу рассчитать, как это отразится на
инфляции. Хотя понимаю, что при дорогой нефти денег в стране много.
Сейчас платят учителям, чего скрывать, по принципу: «И за такие
деньги работать будут». И ведь правильно. Работают же. Но если думать не
только, чтобы продержаться еще 10-15 лет, а о большой перспективе…
Чтобы школы выпускали в жизнь здоровых и хорошо образованных людей,
чтобы в стране были инженеры, врачи и чтобы (в конце концов) не
возникало проблем с безопасностью государства — учитель должен бы
получать не просто «и-так-никуда-не-уйдет», а настоящую зарплату.
Приходится слышать возражение: повышение зарплаты не изменит школу,
учителя будут работать, как работали. Не изменит сразу. Но через
несколько лет, возможно, в школу захотят прийти молодые и образованные
люди, и положение потихоньку изменится. Изменится само собой, без
директив сверху и национальных проектов — просто с приходом в школу
нового поколения людей: веселых, задорных, думающих по-другому,
свободных. Они столько проектов напридумывают…
Сверхдоходы от нефти правительство аккумулирует в различных фондах —
это «подушка безопасности» страны, забота о будущем поколении. Деньги,
которые будут потрачены на повышение зарплаты учителям, — это тоже
своего рода Стабфонд России.
Второе предложение — наверное, еще более смешное — дать нам
чуть больше свободы. Главное, что это «чуть больше» не потребует ни
рубля федерального бюджета, а, напротив, сэкономит много денег.
В чем это «чуть больше»? Ну хотя бы в отмене бесконечных
планирований: тематического, поурочного, календарного… Пусть будет
программа: на полстраницы по объему, с перечнем обязательного материала;
пусть будут критерии выполнения и способы контроля. Но не надо
расписывать все по часам, не надо планировать уроки апреля в начале
сентября. Больше всего учителей раздражает ложь. Эти планирования — ложь
по определению. Хороший учитель никогда не будет выполнять свою
поурочную программу — все зависит от класса, настроения, погоды…
Государство с нами — как с маленькими детьми. Хочет проверить каждый
час, каждый шаг, каждую букву. Час влево, час вправо — государственное
преступление. Не надо. Мы уже большие. Решите, что проверять будете:
процесс или результат? И то и другое слишком дорого.
Я не рассказываю скандинавские сказки, где вообще нет инспекций и о
работе школы судят по результатам ее выпускников. Такого у нас не будет,
понимаю. Но пусть хотя бы не заставляют обманывать инспектора, ребенка и
самого себя — когда в журнал пишешь одно, а на уроке делаешь другое.
Понимаю, что второе предложение еще более фантастическое, чем первое
(хоть и не требует бюджетных денег). И знаю почему. Бумаги — это
проявление власти. Потребовать бумагу — это значит установить властные
отношения. Определить, кто тут начальник. А вопрос власти серьезнее
вопроса денег.
Рустам Курбатов, директор лицея «Ковчег–XXI век», Красногорск
Источник: http://www.eduhelp.info/page/dajte-uchiteljam-dostonuju-zarplatu-i-svobodu-dlja-tvorchestva#cut
|