Законопроект «Об образовании в РФ» сокращён на треть
В феврале Российский союз ректоров (РСР) проведёт
итоговое обсуждение новой редакции законопроекта «Об образовании в РФ».
Об этом 23 декабря на заседании в МГУ сообщил президент союза Виктор Садовничий.
Свои предложения по доработке документа подготовили более 600 вузов,
отправив в Минобрнауки замечания на 200 страницах. В начале октября на
одной из конференций «союз ректоров раскритиковал законопроект», напомнил Садовничий.
Среди самых острых вопросов – введение обязательного дошкольного
образования, исключение из проекта ФЗ начального профобразования как
самостоятельного уровня, ликвидация академий из перечня вузов.
Недостаточно чётко прописаны основные принципы – единства образования и
воспитания, интеграции с наукой, академической свободы. На сегодняшний
день около 20 вопросов требуют более детальной проработки, считают в
РСР. В срок до 24 января из регионов должны будут поступить
окончательные варианты предложений по усовершенствованию законопроекта,
которые ректоры обсудят в феврале.
Большие надежды РСР возлагает на созданную недавно комиссию для
рассмотрения замечаний и предложений по проекту нового ФЗ. Возглавил её
советник президента РФ Вениамин Яковлев, принявший участие в собрании ректоров. Он напомнил, что с 1 декабря на сайте «Законопроект-2010.ру» проходит всенародное обсуждение
законопроекта. Интерес к документу есть, но в основном со стороны
профессионального сообщества – преподавателей, вузовских работников,
учёных. «В целом обсуждение спокойное, не такое бурное, как было с
законопроектом "О полиции”, – отметил Вениамин Яковлев. – Возможно, это
связано с тем, что в нашем случае нет никаких переименований».
По мнению советника президента, есть ряд острых вопросов, главным
образом социального характера. Новый закон ни в коем случае не должен
противоречить Конституции и, в частности, её 43-й статье, гарантирующей
бесплатное и доступное образование. В первую очередь это касается
дошкольного, школьного образования и среднего профобразования.
Бесплатность эта обеспечивается системой государственных и муниципальных
учреждений через бюджет. Но при этом возникает вопрос: а как же принцип
равноправия, о котором в последнее время много говорят?
Могут ли частные образовательные учреждения претендовать на бюджетное финансирование?
Это очень серьёзный вопрос, который требует детальной проработки, подчеркнул Яковлев.
Кроме того, вызывают споры проблемы светскости образования и в целом
его содержания, участия семьи в образовательном процессе. «Сегодня я
только ставлю эти вопросы, – сказал советник президента. – Ответы на них
нам предстоит найти вместе с общественностью в ходе всенародного
обсуждения законопроекта».
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко
согласился, что законопроект очень сложный. С одной стороны, хочется
иметь интегрированный, кодифицированный закон, а с другой – ситуация в
образовании сильно меняется, поэтому крайне сложно чётко и однозначно
прописать все вопросы. Желание подготовить закон прямого действия
приводит к тому, что документ становится слишком большим по объёму,
которым крайне сложно пользоваться даже специалистам.
«Закон об образовании, если он не популистский, никогда не будет принят на ура,
– предупредил министр. – Слишком много проблем, конфликтов интересов,
противоречий с имеющейся в стране экономической ситуацией. И, кстати,
не только у нас. Запросы образования в любом государстве таковы, что не
могут быть полностью обеспечены даже успешно развивающейся экономикой».
Есть ещё одна проблема: каким бы ни был законопроект, при его
обсуждении всегда будут оценивать не только сам документ, но и ситуацию в
сфере образования. Поэтому судьба этого проекта ФЗ непростая, замечает
Андрей Фурсенко.
Несмотря на все ожидаемые министерством трудности, уже сейчас есть
одна хорошая новость: в ходе прошедшего обсуждения законопроекта «Об
образовании в РФ» документ сокращён на треть. |