...

Меню сайта
Главная страница Информация о сайте Каталог файлов Каталог статей Форум Фотоальбомы Гостевая книга Доска объявлений Обратная связь FAQ-Вопрос/ответ Soft for Windows
Учебная литература
Лучший в России интернет-магазин учебной литературы!
Статистика сайта
Главная » 2011 » Январь » 18 » Учитель, выйти из класса!
01:45
Учитель, выйти из класса!

Учитель, выйти из класса!


Распиаренный властями Год учителя принес педагогам России самые большие разочарования

Всему-то на свете приходит конец. Закончился и открытый с большой помпой Год учителя. Бесконечны, похоже, лишь проблемы тех, чьим именем он был назван. Закрывая Год учителя, Президент России Дмитрий Медведев смог порадовать виновников торжества лишь добрыми словами и пожеланиями. Похвастаться материальными итогами года, на который возлагалось столько надежд, он при всем желании не смог. Да и как иначе: учительские зарплаты так и остались на треть ниже, чем в среднем по экономике; школьные здания безнадежно устарели — их, признал президент, надо бы срочно "переоборудовать, а часть просто сносить и строить новые”, да денег нет. И так во всем, за что ни возьмись: "Еще очень много трудностей, — закрыл скорбный список ДАМ. — Так что после завершения Года учителя все только начинается, потому что мы не сделали еще очень многого”. Последнее, возможно, и к лучшему: то "немногое”, что власти все-таки сделали, по мнению учителей, не пошло впрок ни им, ни школе. Однако кое-какие плоды Год учителя все же принес. Пусть и неожиданные.


Рисунок Алексея Меринова

В течение всего своего именного года российское учительство неоднократно посылало сигналы недовольства происходящим. Причем не только коммунистические мальчиши-плохиши, вредящие прогрессивным реформам из-под марксовой бороды, но и представители лояльнейших общественных объединений. Например, Всероссийского педагогического собрания (ВПС) под эгидой "Единой России”. В резолюции организованного им под майские праздники съезда учителей отмечалось: с переходом на новую систему оплаты труда учительские зарплаты заметно сократились (единственное исключение на тот момент составляла Москва, но об этом речь впереди), а учебные нагрузки возросли. Добавилась и новая напасть: запредельный вал бумаг в связи с изменением правил аттестации.

"Кривая средней зарплаты учителя пошла вниз, — пытались достучаться до властей участники съезда. — В итоге 70% того, что мы получаем, идет на квартплату”. Так, "при переходе на подушевое финансирование, — рассказала "МК” сельская учительница младшей школы из Северной Осетии Сима Баргазова, — моя зарплата составила 4,5 тыс. рублей со всеми доплатами. Как может сельский учитель жить на такие деньги? Одна дорога в школу каждый день мне обходится в 100 рублей. Никакого просвета не вижу. Ушла бы, но жалко оставлять ребят. И другим учителям тоже. Но боюсь все же, что скоро мы потеряем сельского учителя”.

Лишен учитель и других форм социальной защиты, отмечалось на съезде: при своих "чудовищных физических и психологических нагрузках он не имеет медицинского сертификата” и относится к "последней категории из всех, кто стоит в очереди на жилье”. "А нам в школу даже не выписывают методическую литературу — и на повышение квалификации бесплатно с будущего года никого не отпустят”, — рассказывают на местах. Зато интенсивность учительского труда растет как на дрожжах. "Если в классе набирается меньше 25 человек, его не открывают, — описала ситуацию учитель из Химок Московской области. — Поэтому мы работаем в классах по 35—40 человек. Причем система оценок у нас трехбалльная. На учителя давят с "двойками”, постоянно бьют за них. "Тройка” — наше всё”. А тут еще разгул административного восторга: "Бумаготворчество из-за нового положения об аттестации учителя отнимает у учителя кучу времени от работы с детьми”, — добавила картину Екатерина Попова из Якутии.

"Хватит на нас экспериментировать!” — выразил общее мнение участников съезда директор школы из Псковской области. И пусть никто, кроме коллег по несчастью, его не услышал. Важен сам факт: именно в Год учителя недовольство политикой властей в отношении учительства достигло такого градуса, что впервые проявилось в проправительственных структурах.

Учитель, выжатый досуха

"Единственный реальный положительный итог Года учителя, как верно отметил президент Медведев, — что о проблемах школы впервые так широко заговорили в обществе, — подвела черту глава Воронежского отделения ВПС Ольга Картавцева. — Остальные меры в лучшем случае носят двойственный характер, а то и чисто негативные”. Особенно в финансовом плане.

В 2010 году, поделилась она с "МК”, "когда переходили на новую систему оплаты труда, власти обещали увеличить фонд оплаты труда на 30%. Но так этого и не сделали. И учителя попали в крайне тяжелое положение — им недостает каждого третьего рубля. А тут еще непродуманные решения властей, как, скажем, при изменении системы аттестации учителей. С одной стороны, безусловные плюсы: аттестация стала обязательной раз в 5 лет и не является пожизненной, учитель должен овладеть современными технологиями”. Однако это в теории. На практике же выигрыш от новой системы ничтожен, а новых проблем — куча.

В самом деле доплаты за высшую и 1-ю категории квалификации из-за недофинансирования практически незаметны. А это сводит все дело на нет: чтобы был толк, первая, по оценке Картавцевой, "должна составлять не менее 50% прибавки, а вторая не менее 25% — ведь речь идет о мастерах, работающих на все образовательное сообщество. Но основная масса нашего учительства имеет 2-ю категорию. И им придется плохо. По новым правилам доплата в 10% для них отменяется, и едва это случится, люди разбегутся. Власти считают, что это неплохо: их место тут же займут молодые и амбициозные. А они в школу не идут: работать там сегодня трудно, а зарплаты такие маленькие, что выжить можно разве что на селе — если родители прокормят за счет подсобного хозяйства”.

Больше вреда, чем пользы, принесут и другие новшества аттестации. Скажем, умение работать на компьютере. "Это не есть залог качества преподавания, — не сомневается Картавцева. — Есть учителя, которые делают чудеса, работая с одним лишь мелом в руке. А их теперь могут уволить, если они не владеют компьютером. И директору придется либо где-то искать новых (а это, как мы говорили, нелегко), либо нарушать закон, держа в школе учителя без аттестации. А все почему? Такую серьезную меру вводили не продумав. Да прежде чем ставить учителей в такое положение, сначала их нужно было обучить! И дать на это 2—3 года. А так многим из нас пришлось учиться за свои нищенские деньги: бесплатных-то мест на курсах повышения квалификации на всех не хватило, а сроки поджимают. Впрочем, может, и специально так сделали, чтобы выжать учителя досуха...”

Вот и материальное поощрение лучших учителей свели до минимума. Сам-то размер гранта повысили вдвое — до 200 тыс. рублей. А вот число победителей сократили в 10 раз. К примеру, в Воронежской области, по словам Картавцевой, "их было более 150 человек, а в этом году — всего 15. Еще 50 грантов, правда, добавил губернатор. Но они всего по 50 тыс. рублей, да и статус их ниже, чем у победителей всероссийского уровня. А тут еще порядка 10 тыс. уходит на оформление необходимых документов и разъезды, плюс подоходный. Так что в регионах победителям остается совсем мало”.

Впрочем, в столице теперь положение не лучше. В Год учителя произошел перелом, уравнявший московских педагогов с региональными. И вовсе не потому, что регионалов впустили в прежде недоступный для них столичный учительский рай. Как раз наоборот: москвичей низвергли оттуда на грешную землю.

 
 
фото: Геннадий Черкасов

"Москва теперь будет, как вся страна”

По оценке замдиректора научно-методического центра "Гуманист”, учителя московской школы Всеволода Луховицкого, "главный итог Года учителя в России — окончательный развал государственной школы. За год ситуация очень сильно изменилась к худшему. И особенно — в Москве, следовавшей ранее своим путем. Что же делать: теперь мы будем, как вся страна”. И за это придется платить.

Количество регионов, перешедших на новые формы оплаты труда, растет. А это, разъяснил Луховицкий "МК”, "прямое сокращение зарплат (в том числе уже сняты все надбавки для кандидатов и докторов наук, работающих в школе). С 1 января на новую систему оплаты труда переходит и Москва. Первым сократится допобразование. Заработает на этом учитель гроши, а что такое наши бюрократические процедуры, известно всем. И лично я по примеру многих моих коллег с 1 января никаких кружков вести не буду. Тратить максимум времени и сил, чтобы в итоге получить минимальные деньги, глупо. А брать деньги с родителей, как подсказывают нам в школе, не хочу”.

Есть и другие перспективы. Вслед за потерей части своей и так невысокой зарплаты учитель, предсказывает Луховицкий, окончательно утеряет свою независимость: "Новая форма аттестации изменит систему оценки труда учителей и не в лучшую сторону. Полновластным хозяином положения станет директор школы: хочу дам деньги, хочу не дам. А это — широчайшее поле как для произвола при начислении зарплат, так и для конфликтов в учительской среде”.

Наконец, вслед за Россией Москве придется развернуть "оптимизацию”, а говоря проще, закрытие школ. Учителя, по словам Луховицкого, "направляют властям письма протеста со стотысячными подписями, но те их слышать не хотят”. Отсюда — главный итог Года учителя, считает он: "Вера в "доброго” президента и "справедливого” министра образования среди учителей ушла практически полностью. А для московских учителей в последнее время — и в "доброго” мэра. Все больше учителей стали понимать: они могут рассчитывать только на себя”.

Оптимизация с особым цинизмом

Впрочем, все это, так сказать, побочные эффекты. "Ничего, что бы учителя могли реально почувствовать в свой год, к сожалению, не было, — констатировала "МК” председатель профсоюза работников народного образования Галина Меркулова. — В этом году мы все должны были показать, как мы любим и уважаем учителя. А этого, к сожалению, не получилось. (Какие уж там любовь и уважение: говорили в основном о предстоящем 100-тысячном сокращении учителей. — М.Л.) Не произошло и улучшения материального положения учителей, хотя они ждали, что им поднимут зарплаты. Регионы что-то пытались сделать: где-то ввели дополнительные льготы и награды. Но в основном смогли лишь обратить внимание на проблему учителей и сказать им слова благодарности”. Хорошо, что не посмертно.

Просмотров: 629 | Добавил: 5ska5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск по сайту

2

Календарь
«  Январь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Последние файлы
11.01.2011
Skype 5.1.0.104
03.01.2011
Punto Switcher
03.01.2011
Avast! Pro & Internet Security 5.1.864 Final ML RUS
03.01.2011
Adguard
03.01.2011
AusLogics BoostSpeed 5.0.6.245 RePack
Последние статьи
29.10.2010
Вечноцветущий кактус из бисера
29.10.2010
Бонсай из бисера
29.10.2010
Французская техника плетения цветов из бисера
27.10.2010
Плетение из бересты
Наш Banner
Мы будем Вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте.

Сайт учителей технологии и педагогов доп. образования


Друзья сайта



Интернет-магазин SMOLNIKOVA

Seldon2010

Смольникова Ирина Владимировна © 2010 - 2024
Каталог Ресурсов Интернет раскрутка сайта - Net-Pr.Ru PR-CY.ru Каталог сайтов XARIS. Каталог сайтов Всего.RU Этот сайт защищен «Site Guard» OneRank.ru