Толстикова: жесткие требования к дошкольной сфере не лишены основанийВ послании Федеральному собранию президент Дмитрий Медведев
потребовал решить проблему нехватки мест в детских садах. О ресурсах
развития и достоинствах отечественной дошкольной сферы в интервью РИА
Новости рассуждает декан факультета педагогики и методики дошкольного
образования Московского гуманитарного педагогического института Светлана
Толстикова.
- Светлана Николаевна, существует мнение, что наша "дошколка" неповоротлива и слишком формализована…
- У нас, и, правда, достаточно много жестких требований. Порой
кажется, что выполнить их все просто нет никакой возможности. К примеру,
запрещено в помещении детского сада держать цветы (у кого-то на них
может быть аллергия), а с другой стороны, программа предусматривает
знакомство детей с зеленым миром…
Отчасти "запретительные" меры и требования оправданны: ведь все, что касается детей, должно быть, прежде всего, безопасно.
Но перемены в отношении состояния дошкольной сферы сейчас налицо. На
нее действительно обратили внимание. Уже не услышишь, как раньше:
"дошколка" – это все ерунда, вот школа – это важно… На самом деле очень
многое в развитии ребенка закладывается именно в дошкольном возрасте.
Огульно ругать нашу систему дошкольного образования я бы не стала. На
прошедшей в сентябре этого года Всемирной конференции ЮНЕСКО по
вопросам воспитания и образования детей дошкольного возраста «Московское
образование – от младенчества до школы» наши коллеги из-за рубежа
удивлялись тому, как эта система организована.
За рубежом
подход проще: вышли дети на свежий воздух, сели на травку, педагог им о
чем-то рассказывает – и это уже процесс воспитания… У нас же насыщенные
программы с учетом возраста и детских особенностей – работают логопеды,
дефектологи, психологи. Наши зарубежные коллеги на конференции уточняли:
сколько же это все стоит? И удивлялись: оплата родителей скорее
номинальная, она даже не окупает себестоимости услуг…
В Москве по районам и округам стали появляться дошкольные группы
инклюзивного образования, лекотеки для детей с нарушениями в здоровье.
Это подспорье для родителей и явный шаг вперед в развитии дошкольной
сферы.
- Одна из острых проблем – огромные очереди в дошкольные
учреждения: родителям приходится записывать детей в детсады в буквальном
смысле с пеленок...
- Я участвую в конкурсе "Детский сад года", мы посещаем детсады –
конечно, лучшие, – и я вижу: во многих из них еще можно изыскать
возможности для открытия групп. Какие-то помещения в них в 1990-е годы
из-за демографического спада были перепрофилированы – там открывали
музеи, музыкальные, экологические комнаты, художественные студии. Все
это само по себе замечательно, но в одной только Москве очередь в
детсады составляет около 22 тысяч детей, и первоочередная задача –
устроить их в дошкольные учреждения.
- А альтернативные формы? Вы научный руководитель проекта
"Мой садик дома". Какие трудности в организации семейных детских садов?
- Надо понимать, что семейный детсад может быть организован в
многодетной семье (где как минимум трое детей). Если в семье двое детей,
то необходимо включить в группу еще одного ребенка – из другой семьи.
В доме должны быть подходящие условия, чтобы у ребят была рабочая,
игровая зоны, спальное место – организовать все это непросто. Маме
выделают деньги на питание, но при этом по всем расходам она должна
строго отчитываться – вплоть до сохранения чеков.
С детским садом согласовываются программы воспитания, обучения и
развития – раз в неделю или раз в десять дней должно быть запланировано
посещение мамой с детьми детского сада.
И главное – раз мама оформляется в детский сад воспитателем – у нее
должно быть профильное образование. Если его нет, сейчас можно пройти
трехмесячные курсы переподготовки. Но, конечно, желательны более
длительная переподготовка или второе высшее образование. - Известно, как непросто организовать частный детсад: надо собрать бесчисленное количество бумаг, обойти не одну инстанцию…
- Это все не беспочвенно. Например, что касается организации питания
или отдыха: дети должны соблюдать режим, поэтому, допустим, наличие
отдельной спальни или территории для прогулок – обязательно.
В отношении же программ требования довольно часто бывают нарушены:
так, у нас образовательные программы рассчитаны на разные возрастные
группы (младшую, среднюю, старшую, подготовительную), а в частных
детских садах группы нередко разновозрастные: подобрать детей одного
возраста проблематично, содержать же группу из, предположим, трех
ребятишек – нерентабельно…
Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ) специально для РИА Новости |