"Одобрить в целом..."
Закон "Об образовании..." может угробить нашу хореографическую, театральную и музыкальную школы
Григорий Анатольевич Заславский - зав. отделом культуры "НГ".
И спустя несколько дней после совместной коллегии Министерства
культуры России и Министерства образования и науки нет никакого готового
решения. Говорили четыре часа, вроде бы даже какое-то взаимопонимание
наметилось, во всяком случае министр культуры Александр Авдеев
старался всеми силами не только всем собравшимся, но и себе самому
сказать, что все хорошо, а главное – движется в верном направлении:
«Разности подходов у нас нет». Поблагодарил коллег за понимание: «Мы вам
благодарны за то, что по восемнадцати специальностям нас освободили от
равнения на Болонский процесс. Потому что иначе мы растеряем уникальную
российско-советскую школу подготовки актеров, художников, где важно
единство плотного образования в четыре-пять лет. Нельзя делить его на
бакалавра и магистра». Коротко говоря, проблема, одна из самых существенных, в том, что
нынешний проект закона «Об образовании...», обсуждение которого должно
завершиться к 1 февраля, предполагает довольно жесткое следование
принципам так называемого Болонского процесса, то есть вместо привычных
для советской высшей школы пяти лет появятся две ступени, и не все
бакалавры смогут рассчитывать на степень магистра. И, например,
театральное образование уже нельзя будет считать полноценно высшим. И
что? «Мы не сможем готовить педагогов для самих себя. А в Болонье нам не
помогут», – резюмировал Олег Табаков. Он напомнил, что его учитель
Топорков учился у Давыдова, великого актера Малого театра, тот – у
великого Щепкина, так – из рук в руки – только и можно передать
актерскую профессию.
Нельзя будет, Болонский процесс этого не предусматривает. Спасти
может статус университета, университету позволено будет готовить
педагогов, но наши театральные академии на университет – по проекту
закона – «не тянут».
Исключение было сделано для Московской консерватории, но и это, к
сожалению, не решает ни всех, ни даже части проблем. Михаил Швыдкой,
когда он был министром культуры, не уставал повторять: чтобы завтра 100
человек сели в оркестре, сегодня 10 или даже 50 тыс. человек должны
пойти в музыкальную школу. А музыкальные школы сегодня последовательно
сводят – по статусу – к кружкам «умелые руки», хотя кто учился – тот
знает: в прежние годы учебы в музыкальной школе вся система эта
строилась по принципу профессионального образования, в придачу к
фортепьяно, или скрипке, или трубе детей учили истории музыки,
сольфеджио и т.д. После музыкальной школы лучшие шли в училище, оттуда –
в консерваторию, итого, как врачи, музыканты в СССР, а по наследству и в
России, учились 15 лет. Отсюда и лучшая в мире школа. А нынешние
санитарно-эпидемиологические нормы устанавливают единые правила для
всего «дополнительного», то есть необязательного образования: не больше
двух раз в неделю, продолжительность урока – полчаса... Чему за полчаса
может научить педагог ребенка? В музыке, в танце?
А с 1 января детские школы искусств перестали аккредитовывать, вместо
аккредитации – получение лицензии, то есть вместо предпрофессионального
образования и тут – любительский кружок. Школы, рассказали на коллегии,
уже закрываются, учебные планы оптимизируют, то есть сокращают до
трех-четырех предметов. Ведь кружок – не школа, к нему и отношение
другое, и трех-четырехэтажное здание для кружка – конечно, ни к чему. А
музыкальная школа, тем более хореографическая академия – это не кружок
мягкой игрушки, даже не станция юных техников, при всем уважении к тем и
другим.
Александр Авдеев поддержал предложение добиваться статуса
национального достояния для тех уникальных школ, которые существуют не
один десяток лет и известны во всем мире. Для Вагановской академии,
московской Академии хореографии, Центральной музыкальной школы при
консерватории. И с этим вроде бы согласились представители Минобрнауки.
Также не показалась им совершенно невероятной мысль о том, что
режиссуре, некоторым другим профессиям не всегда идут учиться после
школы, то есть очень часто, а в некоторых случаях почти всегда это
образование – второе, и оно не должно быть платным. Ладно, режиссеров
немного по России, можно сделать для них исключение...
Нельзя ни в коем случае отказываться от системы конкурсного отбора в
эти уникальные музыкальные и хореографические школы, точно так же, как
нельзя начинать обучение в некоторых профессиях – танцу, например, или
музыке – в 15 лет, как того требуют ныне предлагаемые изменения...
Тем не менее в проекте решения коллегии красуется фраза: «Одобрить в
целом проект федерального закона «Об образовании…». Думается, ее – и не
только ради красоты – так и оставят. А почему?
Слушая внимательно выступления Олега Табакова, ректора Российской
академии театрального искусства Карины Мелик-Пашаевой, да даже и ректора
Московской консерватории Александра Соколова, трудно было понять, что
же могут одобрять представители культуры в этом проекте, если в нынешнем
виде этот закон несет даже детским музыкальным школам, а не только
высшим учебным заведениям – одни неприятности.
Тем более я помню, как обсуждали в комитете по культуре Госдумы
проект закона о бюджете на следующий год. Вопросов было немало, но
решили, что детали обсудят на втором чтении. «Одобрили в целом». Второе
обсуждение не принесло уже никаких новых правок. Так и приняли бюджет – с
сокращениями по статьям ремонта, реставрации учреждений культуры на
60%!
И если сегодня «одобрить в целом» проект закона «Об образовании...»,
завтра наши легендарные Школу-студию МХАТ, ГИТИС, Щепкинскую и Щукинскую
театральные школы так и приравняют к ПТУ. А с таким статусом совершенно
естественно и финансирование подсократить. Как минимум.
Впрочем, вот свежие впечатления. В понедельник вечером по дороге на
Ленинградский вокзал я услышал первые сообщения о теракте в Домодедове.
Примерно спустя полчаса я подошел к вокзалу. Ни одного милиционера!
Внутри вокзала – обычная суета. Я подошел к трем сотрудникам службы
безопасности РЖД. О теракте в аэропорту они узнали от меня. Вышел на
платформу. Ни одного милиционера! До прибытия «Сапсана» оставалось минут
пятнадцать, я еще раз прошел насквозь вокзал, вышел на улицу, вернулся
на перрон. Ни одного милиционера! Наконец появились. Двое. Я подошел,
объяснил журналистскую причину любопытства. О теракте он знал. Был
вежлив: «А вы знаете, что нас на весь вокзал в смене 6 человек, и все
время сокращения, скоро патрулировать будут одни полковники...» И я
подумал: конечно, у балета, у театра есть защитники – кто откажет
известным всей стране артистам, когда они просят слова?! Милиционерам и в
этом смысле тяжелее. И на их фоне наши театральные проблемы – цветочки.
|