Образовательный рейтинг, по версии международного исследования: Хуже нас только Африка?
Накануне Нового года были обнародованы результаты международного
исследования PISA-2009, по которому российские школьники оказались,
мягко говоря, далеко не самыми умными и грамотными по сравнению со
сверстниками из других стран.
Российское образование - самое лучшее в мире. А в западных школах
дети-то и считать толком не умеют. Знакомые фразы, не так ли? Их не
перестают повторять как мантры и учителя, и ректоры ведущих вузов, и
чиновники. А что на самом деле? Результаты международного тестирования
PISA для стран, входящих в ОЭСР (Организацию экономического
сотрудничества и развития), показали, что наша страна сегодня - в
хвосте. Лучше нас учатся не только в Европе, но и в странах Восточной
Азии.
ПЕРВЫЕ С КОНЦА...
PISA хоть и тест, но проверяет не знание формул, как наш родной ЕГЭ, а
способность детей использовать приобретенные в школе знания в реальной
жизни. Недостаточно заучить формулу и механически решать задачки.
Например, надо уметь выбрать из тарифов мобильной связи наиболее
подходящий.
Тесты PISA проверяют школьников по трем направлениям: читательская,
математическая и естественно-научная грамотность. Конечно, когда не
первый год ездишь по школам и видишь, как там сегодня живут, удивить
меня чем-то сложно. Но эти результаты поразили. Наша страна самая
читающая в мире? Ага... По данным тестов по читательской грамотности
Россия заняла «почетное» 41 - 43-е место из 65. Рядом с нами в рейтинге
ОАЭ и Чили. Нет-нет, читать, и не только по слогам, наши детки умеют.
Но вот проблема: не понимают прочитанного. Как рассказали в Российской
академии образования (РАО), школьники отечественного производства не
смогли правильно использовать информацию из только что прочитанной
газетной статьи. Да что газетная заметка - пятнадцатилетние школьники не
разобрались в расписании поездов! Педагоги говорят: ребята не смогли
выделить главное, отбросить второстепенное, переварить и дать оценку.
На таких же отстающих местах наши школьники по математической и по
естественно-научной грамотности. Не могут большинство старшеклассников
ответить на вопросы, требующие элементарных жизненных рассуждений вроде:
«Если 40% населения - старше 60 лет, может ли средний возраст населения
быть 30 лет?» «Как могут одновременно расти доход на душу населения и
падать семейные доходы?»
- Тестирование показало, что в нашей стране учеников, получивших крайне
низкие баллы, на треть больше, чем в развитых странах, - подводит итоги
вице-президент РАО Виктор Болотов. - А одаренных детей ровно на треть
меньше.
ГУБИТЕЛЬНАЯ УНИФИКАЦИЯ
PISA в итоге отвечает на два вопроса: каково состояние образования в
стране и что изменилось за прошедшее десятилетие. Сороковое место
наглядно развенчивает мифы о качестве обучения в школах. Так что же
все-таки не так? Вроде и учителя хорошие есть, и грамотные учебники
написаны, и в школах современное оборудование заводят... Может быть,
дело в самих детях?
Нет. Просто задачи у PISA совсем не те, которые ставит наша школьная
программа. У нас - ясно сформулированное условие, и четко заданный
алгоритм как и где применить формулу. А в тестах PISA надо из жизненной
ситуации с большим набором данных отобрать те, которые нужны для
решения, и только потом искать ответ. Задачки из российских учебников
напоминают детское яблочное пюре - положил в рот и отправил в желудок. А
в PISA - свежее яблоко, которое надо сначала откусить и прожевать.
С учителями тоже все непросто. Педагоги не стараются учить думать над
условием, над текстом. Они верят в единственную и непоколебимую правду
учебника - все, что нужно знать школьнику, написано в нем. За
рассуждения «не по теме» ученик-бузотер может быть и вовсе удален из
класса.
- У нас один ЕГЭ для всех детей без разделения на базовый и профильный
уровни. Один на всех детей стандарт. Одна программа. Будущие поэты и
художники все равно учат интегралы. А как? Никого не интересует, -
считает Болотов. - И в этом главная причина провала России на
международном тестировании. С нашей дурной унификацией всех и вся мы
идем по провальному пути. Мы и одаренных, и отстающих детей запихиваем
под один каток. Именно поэтому необходимо вводить разный уровень
экзаменов - это один из основных уроков PISA.
ДОГНАТЬ ПАРОВОЗ
В лидерах PISA-2009 - Китай, Финляндия, Гонконг, Сингапур, Канада. При
этом в сравнении с последним исследованием PISA-2006 результаты Южной
Кореи подросли на 30 баллов, Германия, проведя реформу образования,
существенно сократила разрыв между хорошо и слабо подготовленными
детьми. Польша, которая в 2000 году была рядом с нами на первых местах с
конца, сейчас уверенно заняла 11-е место. Чили улучшила показатели на
50 баллов. А мы? Мы даже не пытаемся догнать паровоз. Точнее, в 2006
году мы его совсем упустили и скатились в самый конец, а сейчас
вернулись на уровень... 2000 года.
- Сейчас наконец в новых стандартах образования идет курс на развитие у
детей учения применять школьные знания в жизни. Например, это переход
на ведение проектного метода дисциплин. Ребенок должен будет не выучить и
ответить, что на странице 28 в пятом абзаце сверху написано то-то и
то-то, а выполнить проект, совместное открытие, разработку. Ему для
этого понадобятся дополнительные знания, за которыми ребенок пойдет к
учителю и станет искать ответы в дополнительной литературе, - надеется
Болотов.
Кстати, на конкурсе «Учитель года-2010» педагог по истории из
Московской области Наталья Талаева как раз наглядно демонстрировала, как
по портрету полководца можно буквально перенести детей в XVIII век,
дать почувствовать ту атмосферу.
- Понятно, что большая часть педагогов сразу не смогут перейти на
новые методы работы. Но в каждом районе надо создавать показательные
школы. И процесс пойдет, - оптимистично настроен вице-президент РАО. -
Вспомните ситуацию с компьютерами. 15 лет назад начали их вводить в
школах. Сопротивление было жуткое. А сейчас большая часть учителей
используют компьютерные технологии на уроках... Не приходится говорить,
что через год-два мы выбьемся в лидеры PISA. Сейчас мы должны выбрать
направление и начать движение. Создать новое поколение учебной
литературы. Новых педагогов мы не привезем из Китая или Финляндии. Надо
заставить учителей проходить курсы повышения квалификации. Причем не раз
в пять лет по замшелым конспектам, а постоянно, в интерактивной форме
по коротким курсам. Только полностью меняя систему, мы сможем сократить
чудовищный разрыв.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
За 10 лет, пока мы участвуем в тестировании PISA, мы научились только
латать дыры. Еще в 2003 году выяснилось, что наши ученики вообще не
знают, что такое диаграммы. В учебниках появились диаграммы. Плохо
читают? Добавили художественных произведений в программу. А вот про
газеты и расписание поездов что-то не догадались. Но все это скорее
напоминало желание исправить очередной недочет, нежели стремление
принципиально изменить систему обучения.
Сейчас в России начинают внедрять президентскую инициативу «Наша новая
школа». Там прописан переход на «исследовательские проекты и творческие
занятия, чтобы научиться изобретать, понимать новое, выражать
собственные мысли, принимать решения». Для этого нужны «новые учителя,
открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности
развития школьников, хорошо знающие свой предмет», и «современная
инфраструктура». В идеале, как записано в описании инициативы, «школы
станут современными зданиями - школами нашей мечты, с добротной и
функциональной школьной архитектурой - столовой с вкусной и здоровой
едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным
оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и
интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и
творчеством».
Красиво сказано... Но когда сбудутся эти мечты, если до сих пор в
четверти наших школ туалеты - на улице, а учителей старше 50 лет в
школах больше 40 процентов?
СПРАВКА «КП»
В международных исследованиях PISA Россия участвует с 2000 года.
Исследования проводятся в форме тестов в 64 странах мира. В России тесты
писали пятнадцатилетние ученики 45 регионов - ребята из городских,
сельских школ и гимназий. Исследование проверяет не столько знание
школьной программы, сколько умение применять в жизни математику,
естественно-научные дисциплины, понимать прочитанное.
Примеры заданий для школьников PISA.