Грачева: переименование системы образования в РФ не приблизит к ЗападуРоссийские вузы с нового учебного 2011/2012 года перейдут на
новую систему высшего образования - бакалавр-магистр. Знания многих
студентов и абитуриентов о новых принципах обучения ограничиваются тем,
что главное отличие между бакалавром, специалистом и магистром - в
продолжительности обучения (четыре года, пять и шесть лет
соответственно). О системе подготовки и нюансах нового закона об
образовании рассказала корреспонденту РИА Новости Ирине Горюновой
проректор по учебной и воспитательной работе Московской государственной
юридической академии (МГЮА) имени Кутафина Елена Грачева.
- Елена Юрьевна, насколько оправдано для России введение новой системы высшего образования?
- Конечно, есть определенные опасения, связанные с масштабным
преобразованием системы в нашем образовании. Введение такой системы
вполне оправдано, потому что большинство стран мира посчитало
рациональным и возможным внедрение аналогичной системы, и я думаю, что
мы тоже должны пойти по пути, апробированному, проверенному и
показавшему свои положительные результаты. Другое дело, что вводить
систему нужно с учетом российских традиций, особенностей. Безусловно,
подобная система имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
По возможности надо учесть негативный опыт, который имеется в зарубежных
странах, и постараться не допускать подобных ошибок. А позитивный
потенциал, заложенный в системе, можно и нужно использовать.
- При двухуровневой системе студент может отучиться четыре года в одном вузе, а затем перейти в магистратуру в другой…
- Мне кажется, это хорошая возможность. После получения базового
образования в одном из вузов у студента появляется возможность выбора
подходящих ему магистерских программ в других учебных заведениях. В
рамках этой системы предоставляется привлекательная возможность выбора
конкретной магистерской программы. Мобильность и вариативность выбора -
большой плюс данной системы. Перед вузом встает задача разработки таких
магистерских программ, которые будут известны и привлекательны не только
своим выпускникам, но бакалаврам и магистрам других вузов. Решение этой
задачи предъявляет самые высокие требования к качеству преподавания, к
профессионализму преподавателей.
- Откроет ли новая система подготовки двери в Европу для наших магистров?
- Я думаю, для того, чтобы нам стать ближе к Западу, недостаточно
переименовать своих выпускников в бакалавров и магистров, нам нужно
учесть довольно много требований, которые содержатся в образовательных
стандартах. Это длительный путь.
Мне кажется, когда мы говорим о повышении качества образования, мы
должны заботиться о своей стране и подготовке высокопрофессиональных
специалистов для нее, а не о том, чтобы подготовленный специалист уезжал
в Европу. Нужно сделать все, чтобы ему было интересно работать у нас. К
сожалению, подобных примеров в последние два десятилетия было немного.
Необходимо менять ситуацию, и двухуровневое образование даст нам
возможность выйти на общемировой уровень подготовки специалистов, но
повторяю, для себя и своей страны.
- Кому больше нужна такая система - студентам или работодателям?
- Думаю, что правильно поставленная система образования, отвечающая
всем современным требованиям подготовки специалистов, нужна всем:
студентам и работодателям. Например, в этой системе предусматривается
заметное увеличение числа семинарских и практических занятий в отличие
от лекций, которые преобладали ранее. Преподаватель будет чаще работать с
группой в 20 или 30 студентов, а не с потоком, в 100 или 300 человек,
заниматься не просто опросом, а ставить задачи, которые будут
коллективно обсуждаться и решаться. Обучение студента работе с
законодательством, составлению юридических документов - это то, чего
ждет от нас работодатель: подготовку специалиста, обладающего
практическими навыками.
- Ваш вуз готов перейти на новую систему обучения?
- Мы готовы к переходу на двухуровневую систему. Но, по сути, нас
ждет изменение идеологии во всей системе образования. А идеология
формируется не сразу, поэтому требуется колоссальная работа
преподавателей, которые в новых условиях смогут подняться на новый
уровень и готовить студентов с учетом принципиально иных требований.
Меньшее число лекций, больше семинарских и практических занятий,
подготовка специалистов к работе, к практике. Нужны годы для того, чтобы
эта система стала для нас привычной. Поэтому переход, "ломка" одной
системы и формирование другой - это не простой, длительный путь.
- Елена Юрьевна, еще одна не менее интересная тема - новый закон об образовании. Расскажите о позиции вашего вуза?
- В законопроекте многое нами поддерживается, и он представляет собой
законодательный акт, который пытается системно решить накопившиеся за
последние годы проблемы в образовании. В то же время, в нем есть ряд
положений, к которым мы относимся достаточно критически. В первую
очередь, это касается статуса преподавателя и учащегося. В настоящее
время недостаточно четко сформулированы позиции о преподавателе, как
научном работнике. Нечетко сформулированы требования к взаимоотношению
вуза и студента.
- Можно подробнее…
- Например, предполагается строить отношения на неких договорных
основах. Но мы прекрасно понимаем, что студент, который не выполняет
требований вуза и не учится, должен быть отчислен, а если мы строим
отношения только на договорных началах, согласно законопроекту мы не
можем расторгнуть договор в одностороннем порядке и отчислить нерадивого
студента. Здесь требуются самые серьезные доработки.
И еще один момент, на который мы сразу обратили внимание. В новом
законопроекте об образовании предусматривается введение иной системы
образовательных учреждений, и в настоящее время она включает в себя
университеты, институты и колледжи. Из нее выпал такой вид учебного
заведения, как академия, поэтому встал вопрос, как быть с
образовательными академиями. В одном из первых вариантов законопроекта
было предусмотрено введение профильного университета, но в настоящее
время этот термин из законопроекта исчез. Поэтому нами подготовлен ряд
предложений по сохранению данного вида учебного заведения, а также
введению понятия "профильный университет". Сформулированные нами
предложения находятся и в Госдуме, и в Совете Федерации. Ректор нашей
Академии Виктор Блажеев входит в рабочую группу, которая будет учитывать
поступающие замечания и предложения по внесению изменений в этот
законопроект, и нам верится, что эта проблема будет решена.
- Как Вы считаете, помогут ли общественные обсуждения в подготовке закона?
- В рабочую группу, которая должна обобщить все предложения,
поступившие в результате общественного обсуждения, вошли крупнейшие
специалисты, юристы, представители многих учебных заведений, практики,
работодатели - люди, которые знают проблемы системы образования, и мне
хочется верить, что эти обсуждения дадут свой положительный результат. |