ГОСТ для школьников
Новый стандарт среднего образования произведет революцию
С принятием нового образовательного стандарта для 11-летки
школа изменится до неузнаваемости. Россия отказывается от принципа "все
учатся всему” и переходит на зарубежную модель, при которой каждый
выбирает сам, какие предметы изучать. В итоге школа становится
профильной, количество предметов, изучаемых каждым учеником,
сокращается, а это, по словам разработчиков, позволяет решить сразу три
задачи. Во-первых, преодолеть разрыв между средним и профессиональным
образованием, во-вторых, уменьшить учебную нагрузку школьников, а
главное — использовать освободившиеся часы для целенаправленного
взращивания патриотов. Последнее и будет основной официальной задачей
школы: передаче знаний в новом стандарте отводится лишь второстепенная
роль.
На деле новая модель будет выглядеть так. Все предметы
разделятся на две неравные группы. В первую, поменьше, войдут
дисциплины, обязательные для всех. По версии одного из главных
разработчиков стандарта общего (полного) образования, гендиректора
издательства "Просвещение” Александра Кондакова, их будет всего три:
физкультура, ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности) и "Россия в
мире” (новый междисциплинарный предмет на стыке истории, обществознания,
географии и культурологи). Однако впоследствии этот перечень может
расшириться: глава комиссии Общественной палаты по образованию Ярослав
Кузьминов предложил дополнить его экономикой, правом и "творческими
предметами”. А то сегодняшние выпускники покидают школу, перегруженные
"избыточной теоретической информацией”, а самых необходимых вещей — "как
общаться с банками или заключать сделки с собственностью, как начинать
свое дело или вести себя с работодателем, не знают”, — констатировал он.
Все остальные дисциплины войдут во вторую группу со статусом
предметов по выбору. То есть необязательных. Их сгруппируют по шести
профилям: "Русский (либо родной) язык и литература”; "Иностранный язык”
(первый и второй); "Общественные науки”, куда войдут история, география,
экономика, право и обществознание; "Математика и информатика” (а также
алгебра, начала матанализа, геометрия, информатика) и "Естественные
науки” (естествознание, физика, химия, биология, экология). Шестой блок —
"Курсы по выбору”: искусство или региональный (школьный) компонент. Так
что школьнику останется лишь выбрать нужные предметы и степень
погруженности. Здесь также будет несколько возможностей.
Изучение предметов по выбору пойдет по трем уровням:
общеобразовательному, базовому и профильному: кому что надо. Но это в
теории. На практике же, что такое "базовый уровень”, не знает никто. А
отсюда опасения: буквы, даже с успешным переходом на новый стандарт,
дети, наверное, все-таки выучат. А вот сложат ли их без ошибок в слова —
бог весть. Скорее всего нет.
Есть и хорошая новость. С переходом на новый стандарт старшеклассники
будут изучать не 18—20 предметов, как сейчас, а всего десяток: по 3—4
обязательных, базовых и профильных. Жаль только, что свободного времени
от этого у него не прибавится: высвобожденные от учебы уроки займет
казенное воспитание патриотизма. Многих критиков стандарта такая
перспектива пугает. Да и намеченные способы воспитания патриотизма
внушают им большие сомнения.
"Мы открыто признаем, что имеем серьезные проблемы с воспитанием
патриотизма и ростом экстремизма. Но решить их пытаемся, вводя в школе
такой спорный предмет, как религиозная культура и этика, — заявил "МК”
первый зампред думского Комитета по образованию Олег Смолин. — А новый
стандарт лишь усугубляет дело. Там масса прекрасных слов о патриотизме.
Но под них из школьной программы убирают единственный предмет,
представляющий собой прикладную этику в чистом виде, — великую русскую
литературу с ее нравственными исканиями. А в качестве обязательных
сохраняются всего 3—4 предмета, включая непонятную "Россию в мире”. При
таком раскладе воспитание патриотизма сведется к попыткам доказать, что
Россия — родина слонов, а Октябрьскую революцию сделали два шпиона:
германский (Ленин) и британский (Троцкий). Синдром примитивизации здесь
доведен до абсурда, но это, увы, лишь часть проблемы. Другая заключается
в том, что лишь 40% данного образовательного стандарта осуществляется
на федеральном уровне. 60% будет формироваться участниками
образовательного процесса на местах. А это уничтожит единое
образовательное пространство: для его сохранения нужно не менее 70%
федерального компонента. Если такой стандарт примут, российская система
образования будет попросту похоронена. А с ней и надежды на
модернизацию. Это национальная драма”.
Впрочем, зацикливаться на критике разработчиков не стоит, считает
ректор Института образовательной политики "Эврика” Александр Адамский:
"Не стреляйте в пианиста: он играет как умеет”. Последняя версия
стандарта стала лучше, заверил он "МК”. Главное, по его мнению, сейчас
другое — межведомственная проработка, без которой новый стандарт
попросту не будет работать: "Минобрнауки, Общественная палата и Госдума
должны убедить Минфин закрепить в стандарте объем нормативного
финансирования и легализовать оплату внеурочных занятий, а
Роспотребнадзор — пересмотреть СанПиНы, делающие невозможной реализацию
нового стандарта. Ну в самом деле, почему по нынешним правилам в классе
должно быть 25 человек? На партах-то сидят по двое! Это свидетельствует
об одном: что многие нормы взяты с потолка!” Но такие переговоры, увы,
не ведутся. |