Дети Интернета
Массовое распространение домашнего
и мобильного доступа в Интернет привело к тому, что дети стали проводить
все больше времени в Сети, а для некоторых компьютер стал единственным
другом. Однако бесконтрольное использование современных информационных
технологий детьми и подростками сопряжено с определенными рисками,
которые не всегда очевидны для взрослых. Налицо цифровой разрыв
поколений, когда дети оказываются более «продвинутыми» пользователями,
чем родители и педагоги.
Подрастет новое поколение, которое принято называть сетевым, или
цифровым. Что дети делают в Интернете, с кем и как они общаются?
Хорошо ли мы, взрослые и родители, представляем, как живут наши дети
в Сети? Готовы ли полноценно использовать образовательные возможности
Интернета? Можем ли мы оградить своих детей от различных сетевых угроз
и сделать пользование Интернетом более безопасным?
Попытке ответить на эти и другие вопросы был посвящен Круглый стол,
на котором обнародовали первые результаты международного исследования «Дети онлайн»,
проведенного в рамках программы Европейской комиссии «Безопасный
интернет» в 25 странах Евросоюза. В 2010 году в программу впервые
включилась и Россия: было опрошено более тысячи пар «ребенок-родитель» в 11 регионах страны.
Оказалось, что, хотя российские дети начинают пользоваться Интернетом
в более позднем возрасте, чем их европейские сверстники, зато осваивают
киберпространство еще активнее. Примерно четверть юных пользователей
проводят в Сети от 7 до 14 часов ежедневно, причем зачастую — без
присмотра взрослых. При этом доля мобильных пользователей среди детей
в России примерно на треть превышает среднеевропейский уровень.
Большинство опрошенных уверяют, что используют Интернет для учебной
деятельности, но при этом каждый шестой российский школьник имеет более
100 друзей в соцсетях.
Свободное «плавание» детей по Сети приводит к тому, что российские
школьники подвергаются буллингу в Интернете почти также часто, как
и в жизни: жертвами кибер-хулиганства является каждый
пятый, а каждый третий сталкивается с изображениями сексуального
характера. Эту картину подтверждает практика. Более 30% всех обращений,
поступающих на всероссийскую Линию помощи «Дети онлайн» (8-800-25-000-15), связанны именно с угрозами такого рода.
Эксперты из Минкомсвязи, Минобрнауки, Фонда развития Интернет,
Федерального института развития образования, психологи МГУ, участники интернет-рынка
единодушны в том, что для гармоничного развития ребенка одних
технических средств контроля доступа недостаточно — важную роль играет
воспитание, образование и позитивный контент.
Как отметил замдиректора по маркетингу «Комстар-ОТС»Михаил
Ширшов, «социальная задача провайдера состоит не только в том, чтобы
обеспечить качественный доступ в Интернет всем желающим, но также в том,
чтобы дать инструменты добровольной защиты, такие как сервис
родительского контроля, антивирус, фильтрация трафика, антиспам,
и научить ими пользоваться. Однако как бы совершенны ни были технологии,
ответственности родителей и педагогов за развитие молодого поколения
пока никто не отменял».
Алексей ПОЗДНЯКОВ