Бегство из сёл в университеты
От 60 до 80 процентов сельских школьников намерены
поступить в вузы, чтобы впоследствии успешно устроить свою жизнь в
городе. На семинаре Института развития образования НИУ-ВШЭ эксперты
обсудили результаты нового исследования, посвящённого образовательным и
карьерным предпочтениям выпускников из села.
Исследование проводилось под эгидой ЮНЕСКО
по программе «Образование для всех». Аналогичный проект выполнялся в
Китае (его итоги ещё не подведены). «Мы понимаем, что Россия и Китай
сейчас находятся на разных этапах развития, в частности по
демографическому положению, – отметила руководитель проекта, директор
Центра прикладных экономических исследований и разработок ВШЭ Татьяна Абанкина.
– В России наблюдается сокращение сельского населения. Но и в Китае
есть неблагополучные территории, где происходит отток жителей. Так что
есть некие общие тенденции, которые было бы интересно проследить в
развитии стран с переходной экономикой. Планируется, что к проекту
присоединится ещё Казахстан, чтобы потом сопоставить результаты трёх стран».
Для изучения авторы выбрали три региона: один в непосредственной
близости от мегаполиса (Московская область, Коломенский район), второй –
с ярко выраженной этнокультурной спецификой (Республика Саха – 94
процента опрошенных говорят дома на якутском языке) и третий – с
развитым аграрным сектором экономики (Алтайский край). На последнем
этапе к исследованию присоединилась Ульяновская область.
В каждом населённом пункте социологи провели опрос всех учащихся 9–11
классов и их родителей. В общей сложности в нём приняли участие 2166
человек.
Учащимся задавали по 22 вопроса, которые касались их профессиональных
ориентаций, образовательных и миграционных установок, а также
стереотипов относительно городской/сельской жизни. Родителям предлагали
40 вопросов. Среди них – материальное положение, род занятий, динамика
социального статуса, характеристики человеческого, социального и
культурного капиталов, а также их представления о профессиональной
судьбе детей и оценочные суждения о сельском рынке труда, уровне жизни в
селе/городе и т.д.
На вопрос, что ребята планируют делать после окончания школы,
большинство опрошенных (свыше 80 процентов) из всех регионов ответили,
что продолжат обучение либо в колледжах и техникумах, либо в вузах.
Интересно, что на высшие учебные заведения больше всего ориентированы
жители Республики Саха (81 процент). В остальных регионах такие же
устремления разделяют от 61 до 67 процентов учеников.
Ответы на вопрос «Что вы планируете делать сразу после окончания школы?»
В меньшинстве оказались выпускники, которые намерены идти в ПТУ:
таких – от 14 процентов в Якутии до 35 процентов – в Ульяновской
области (это связано с хорошо развитой промышленностью в регионе и
востребованностью рабочих кадров). И лишь единицы собираются устроиться
работать в деревне или в городе без образования.
География перемещений сельских выпускников, которые собираются уехать
в город для поступления в вузы, выглядит следующим образом:
- жители Московской области: 49 процентов – Коломна, 36 процентов – Москва, 8 процентов – Рязань;
- жители Республики Саха: 81 процент – Якутск, 5 процентов – Москва, 4 процента – Санкт-Петербург;
- жители Алтайского края: 91 процент – Барнаул, 4 процента – Новосибирск;
- жители Ульяновской области: 78 процентов – Ульяновск, 6 процентов – Москва, 4 процента – Самара, 4 процента – Казань.
Образовательные предпочтения детей, их представление о предпочтениях сверстников и ожидания родителей
Хотя многие выпускники сельских школ мечтают стать студентами вузов, о
своей будущей профессии у них смутные представления. Определиться со
специальностью затруднились 37 процентов учеников Московской области, 48
процентов – Республики Саха, 36 процентов – Алтайского края и 10
процентов – Ульяновской области. У тех же, кто сделал профессиональный
выбор, – мечты стать наиболее уважаемыми на селе людьми.
«В рейтинге профессий самыми популярными оказались врачи и учителя», – прокомментировал один из авторов исследования, младший научный сотрудник НИУ-ВШЭ Гордей Ястребов.
Ещё один интересный вывод: профессиональные ожидания сельских
школьников никак не зависят от карьерных достижений их родителей. Порой
их притязания значительно выше. В этом плане очень показательна
диаграмма, демонстрирующая зависимость стремлений учеников и уровня
образования их родителей. Например, в семьях Алтайского края, где ни
один из родителей не имеет высшего образования, 63 процента детей хотели
бы учиться в вузах. Число жаждущих получить образование значительно
увеличивается, если хотя бы один и тем более оба взрослых окончили
высшие учебные заведения, – до 75-ти и 95-ти процентов учеников
соответственно.
Авторы проекта также установили, что сдерживает миграционные мотивы
учеников и что на них никак не влияет. Среди сдерживающих факторов –
наличие у родителей собственного бизнеса, приверженность семейным
традициям, невысокая успеваемость в школе и пол ребёнка (в своей деревне
хотят остаться в основном молодые люди, которые плохо учились в
школе).
Процент школьников, связывающих свою будущую жизнь с селом
Для всех регионов на выбор миграционной и образовательной стратегии
школьников не оказывают влияния: численность семьи, количество братьев и
сестёр, национальность, укоренённость семьи на селе, обеспеченность
жильём, наличие у родителей властных ресурсов и социального капитала, а
также их религиозность и субъективные представления о наличии работы на
селе.
«На наших глазах сейчас происходят серьёзные изменения миграционной
модели, – резюмировала Татьяна Абанкина. – Наблюдается тенденция,
которую мы условно назвали социальным парашютом. Ориентация сельских
школьников на переезд в города – не новость для нашей страны, хотя
масштаб её всегда недооценивался. Но теперь мы наблюдаем, что миграция
меняет характер и направленность. Уезжая из деревень, ученики намерены
найти себе занятие не среди низкоквалифицированных кадров – они хотят
поступить в вуз, получить хорошее образование и в дальнейшем найти
хорошую работу, стать белыми воротничками. В результате институт
образования начинает играть важную роль – становится эффективным
механизмом адаптации учеников к городу».
Давид Константиновский: «Проект продемонстрировал тенденцию
"обезвоживания” села. Мозги оттуда утекают более интенсивно, чем раньше»
Исследование прокомментировал Давид Константиновский,
руководитель Центра социологии образования, науки и культуры Института
социологии РАН: «Проект продемонстрировал тенденцию "обезвоживания”
села. Мозги оттуда утекают более интенсивно, чем раньше. С введением ЕГЭ и увеличением количества вузов (и их филиалов) эта тенденция приобретает катастрофический характер. Понятно, что Ломоносов уйдёт в Москву, но, когда все Ломоносовы соберутся там, село останется без головы».
Социальный парашют – это, конечно, здорово, но важно при этом не
разбудить ожидания, которые не оправдаются, считает Константиновский:
«Мы понимаем, что есть вузы, которые дают дипломы, и есть вузы, которые
дают образование. Думаю, многие сельские школьники чаще попадают в вузы
первой группы. В результате они получают дипломы, не обеспеченные
знаниями и не позволяющие найти работу. Всё это может привести к
серьёзным социальным последствиям, к акциям вроде той, которая была на Манежной площади».
Что касается планов сельских школьников получить высшее образование,
то это ещё ничего не значит, уверен социолог. Одно дело хотеть и другое –
добиться желаемого. В одном из своих исследований учёные Института
социологии разделили старшеклассников на две группы: наследники (это те,
у кого в семье есть родственники с высшим образованием) и неофиты (те, у
кого таковых нет). Получилось, что наследники не просто абстрактно
хотят получить образование, а занимаются с репетиторами, готовятся и
добиваются поставленной цели. А неофиты чаще всего просто хотят и ничего
не делают. В связи с этим представленному исследованию не хватило некой
ретроспективной составляющей (об этом говорили и другие участники
семинара). Было бы интересно посмотреть, сколько выпускников сельских
школ за последние пять лет стали студентами, сколько из них остались в
городе и т.д.
Ещё один недостаток работы, на который обратил внимание Давид
Константиновский, связан с тем, что анализировались и обсчитывались
сразу все три массива – ученики 9–11 классов. При этом если посмотреть
данные по стране, то окажется, что на долю девятиклассников приходится
93 процента от тех, кто начинал учиться в первом классе. А на десяти- и
одиннадцатиклассников – 60 процентов от первоклашек. То есть треть
учеников (30–33 процента) уходит из школы после девятого класса. Поэтому
10–11 классы – это совсем другие массивы. Когда их смешивают с девятым,
размываются их различия. В частности, по полу. В десятом классе,
особенно на селе, больше девочек, потому что рынку труда они нужны в
меньшей степени, замечает эксперт. А юноши, наоборот, больше. Поэтому
мальчики уходят из школ, а девочки – остаются. Приведённые данные
проекта показывают, почему мальчики хотят остаться на селе, – у них есть
работа. В связи с этим Константиновский рекомендовал отдельно
рассматривать группы учеников 9 и 10–11 классов.
В целом исследование даёт пищу для глубокого анализа проблемы оттока
молодёжи из села, подвёл итог эксперт. И, вне всякого сомнения, будет
крайне важно провести его повторно через 3–4 года. У авторов проекта
есть такие планы, но всё будет зависеть от наличия финансирования.
|