...

Меню сайта
Главная страница Информация о сайте Каталог файлов Каталог статей Форум Фотоальбомы Гостевая книга Доска объявлений Обратная связь FAQ-Вопрос/ответ Soft for Windows
Учебная литература
Лучший в России интернет-магазин учебной литературы!
Статистика сайта
Главная » 2011 » Январь » 22 » Бегство из сёл в университеты
01:36
Бегство из сёл в университеты

Бегство из сёл в университеты

От 60 до 80 процентов сельских школьников намерены поступить в вузы, чтобы впоследствии успешно устроить свою жизнь в городе. На семинаре Института развития образования НИУ-ВШЭ эксперты обсудили результаты нового исследования, посвящённого образовательным и карьерным предпочтениям выпускников из села.

Исследование проводилось под эгидой ЮНЕСКО по программе «Образование для всех». Аналогичный проект выполнялся в Китае (его итоги ещё не подведены). «Мы понимаем, что Россия и Китай сейчас находятся на разных этапах развития, в частности по демографическому положению, – отметила руководитель проекта, директор Центра прикладных экономических исследований и разработок ВШЭ Татьяна Абанкина. – В России наблюдается сокращение сельского населения. Но и в Китае есть неблагополучные территории, где происходит отток жителей. Так что есть некие общие тенденции, которые было бы интересно проследить в развитии стран с переходной экономикой. Планируется, что к проекту присоединится ещё Казахстан, чтобы потом сопоставить результаты трёх стран».

Для изучения авторы выбрали три региона: один в непосредственной близости от мегаполиса (Московская область, Коломенский район), второй – с ярко выраженной этнокультурной спецификой (Республика Саха – 94 процента опрошенных говорят дома на якутском языке) и третий – с развитым аграрным сектором экономики (Алтайский край). На последнем этапе к исследованию присоединилась Ульяновская область.

В каждом населённом пункте социологи провели опрос всех учащихся 9–11 классов и их родителей. В общей сложности в нём приняли участие 2166 человек.

Учащимся задавали по 22 вопроса, которые касались их профессиональных ориентаций, образовательных и миграционных установок, а также стереотипов относительно городской/сельской жизни. Родителям предлагали 40 вопросов. Среди них – материальное положение, род занятий, динамика социального статуса, характеристики человеческого, социального и культурного капиталов, а также их представления о профессиональной судьбе детей и оценочные суждения о сельском рынке труда, уровне жизни в селе/городе и т.д.

На вопрос, что ребята планируют делать после окончания школы, большинство опрошенных (свыше 80 процентов) из всех регионов ответили, что продолжат обучение либо в колледжах и техникумах, либо в вузах. Интересно, что на высшие учебные заведения больше всего ориентированы жители Республики Саха (81 процент). В остальных регионах такие же устремления разделяют от 61 до 67 процентов учеников.

диаграмма1 Ответы на вопрос «Что вы планируете делать сразу после окончания школы?»

В меньшинстве оказались выпускники, которые намерены идти в ПТУ: таких – от 14 процентов в Якутии до 35 процентов – в Ульяновской области (это связано с хорошо развитой промышленностью в регионе и востребованностью рабочих кадров). И лишь единицы собираются устроиться работать в деревне или в городе без образования.

География перемещений сельских выпускников, которые собираются уехать в город для поступления в вузы, выглядит следующим образом:

  • жители Московской области: 49 процентов – Коломна, 36 процентов – Москва, 8 процентов – Рязань;
  • жители Республики Саха: 81 процент – Якутск, 5 процентов – Москва, 4 процента – Санкт-Петербург;
  • жители Алтайского края: 91 процент – Барнаул, 4 процента – Новосибирск;
  • жители Ульяновской области: 78 процентов – Ульяновск, 6 процентов – Москва, 4 процента – Самара, 4 процента – Казань.
диогр10 Образовательные предпочтения детей, их представление о предпочтениях сверстников и ожидания родителей

Хотя многие выпускники сельских школ мечтают стать студентами вузов, о своей будущей профессии у них смутные представления. Определиться со специальностью затруднились 37 процентов учеников Московской области, 48 процентов – Республики Саха, 36 процентов – Алтайского края и 10 процентов – Ульяновской области. У тех же, кто сделал профессиональный выбор, – мечты стать наиболее уважаемыми на селе людьми.

«В рейтинге профессий самыми популярными оказались врачи и учителя», – прокомментировал один из авторов исследования, младший научный сотрудник НИУ-ВШЭ Гордей Ястребов.

Ещё один интересный вывод: профессиональные ожидания сельских школьников никак не зависят от карьерных достижений их родителей. Порой их притязания значительно выше. В этом плане очень показательна диаграмма, демонстрирующая зависимость стремлений учеников и уровня образования их родителей. Например, в семьях Алтайского края, где ни один из родителей не имеет высшего образования, 63 процента детей хотели бы учиться в вузах. Число жаждущих получить образование значительно увеличивается, если хотя бы один и тем более оба взрослых окончили высшие учебные заведения, – до 75-ти и 95-ти процентов учеников соответственно.

Авторы проекта также установили, что сдерживает миграционные мотивы учеников и что на них никак не влияет. Среди сдерживающих факторов – наличие у родителей собственного бизнеса, приверженность семейным традициям, невысокая успеваемость в школе и пол ребёнка (в своей деревне хотят остаться  в основном молодые люди, которые плохо учились в школе).

диогр22 Процент школьников, связывающих свою будущую жизнь с селом

Для всех регионов на выбор миграционной и образовательной стратегии школьников не оказывают влияния: численность семьи, количество братьев и сестёр, национальность, укоренённость семьи на селе, обеспеченность жильём, наличие у родителей властных ресурсов и социального капитала, а также их религиозность и субъективные представления о наличии работы на селе.

«На наших глазах сейчас происходят серьёзные изменения миграционной модели, – резюмировала Татьяна Абанкина. – Наблюдается тенденция, которую мы условно назвали социальным парашютом. Ориентация сельских школьников на переезд в города – не новость для нашей страны, хотя масштаб её всегда недооценивался. Но теперь мы наблюдаем, что миграция меняет характер и направленность. Уезжая из деревень, ученики намерены найти себе занятие не среди низкоквалифицированных кадров – они хотят поступить в вуз, получить хорошее образование и в дальнейшем найти хорошую работу, стать белыми воротничками. В результате институт образования начинает играть важную роль – становится эффективным механизмом адаптации учеников к городу».

Константиновский
Давид Константиновский: «Проект продемонстрировал тенденцию "обезвоживания” села. Мозги оттуда утекают более интенсивно, чем раньше»

Исследование прокомментировал Давид Константиновский, руководитель Центра социологии образования, науки и культуры Института социологии РАН: «Проект продемонстрировал тенденцию "обезвоживания” села. Мозги оттуда утекают более интенсивно, чем раньше. С введением ЕГЭ и увеличением количества вузов (и их филиалов) эта тенденция приобретает катастрофический характер. Понятно, что Ломоносов уйдёт в Москву, но, когда все Ломоносовы соберутся там, село останется без головы».

Социальный парашют – это, конечно, здорово, но важно при этом не разбудить ожидания, которые не оправдаются, считает Константиновский: «Мы понимаем, что есть вузы, которые дают дипломы, и есть вузы, которые дают образование. Думаю, многие сельские школьники чаще попадают в вузы первой группы. В результате они получают дипломы, не обеспеченные знаниями и не позволяющие найти работу. Всё это может привести к серьёзным социальным последствиям, к акциям вроде той, которая была на Манежной площади».

Что касается планов сельских школьников получить высшее образование, то это ещё ничего не значит, уверен социолог. Одно дело хотеть и другое – добиться желаемого. В одном из своих исследований учёные Института социологии разделили старшеклассников на две группы: наследники (это те, у кого в семье есть родственники с высшим образованием) и неофиты (те, у кого таковых нет). Получилось, что наследники не просто абстрактно хотят получить образование, а занимаются с репетиторами, готовятся и добиваются поставленной цели. А неофиты чаще всего просто хотят и ничего не делают. В связи с этим представленному исследованию не хватило некой ретроспективной составляющей (об этом говорили и другие участники семинара). Было бы интересно посмотреть, сколько выпускников сельских школ за последние пять лет стали студентами, сколько из них остались в городе и т.д.

Ещё один недостаток работы, на который обратил внимание Давид Константиновский, связан с тем, что анализировались и обсчитывались сразу все три массива – ученики 9–11 классов. При этом если посмотреть данные по стране, то окажется, что на долю девятиклассников приходится 93 процента от тех, кто начинал учиться в первом классе. А на десяти- и одиннадцатиклассников – 60 процентов от первоклашек. То есть треть учеников (30–33 процента) уходит из школы после девятого класса. Поэтому 10–11 классы – это совсем другие массивы. Когда их смешивают с девятым, размываются их различия. В частности, по полу. В десятом классе, особенно на селе, больше девочек, потому что рынку труда они нужны в меньшей степени, замечает эксперт. А юноши, наоборот, больше. Поэтому мальчики уходят из школ, а девочки – остаются. Приведённые данные проекта показывают, почему мальчики хотят остаться на селе, – у них есть работа. В связи с этим Константиновский рекомендовал отдельно рассматривать группы учеников 9 и 10–11 классов.

В целом исследование даёт пищу для глубокого анализа проблемы оттока молодёжи из села, подвёл итог эксперт. И, вне всякого сомнения, будет крайне важно провести его повторно через 3–4 года. У авторов проекта есть такие планы, но всё будет зависеть от наличия финансирования.


Приложения:
Просмотров: 651 | Добавил: 5ska5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск по сайту

2

Календарь
«  Январь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Последние файлы
11.01.2011
Skype 5.1.0.104
03.01.2011
Punto Switcher
03.01.2011
Avast! Pro & Internet Security 5.1.864 Final ML RUS
03.01.2011
Adguard
03.01.2011
AusLogics BoostSpeed 5.0.6.245 RePack
Последние статьи
29.10.2010
Вечноцветущий кактус из бисера
29.10.2010
Бонсай из бисера
29.10.2010
Французская техника плетения цветов из бисера
27.10.2010
Плетение из бересты
Наш Banner
Мы будем Вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте.

Сайт учителей технологии и педагогов доп. образования


Друзья сайта



Интернет-магазин SMOLNIKOVA

Seldon2010

Смольникова Ирина Владимировна © 2010 - 2024
Каталог Ресурсов Интернет раскрутка сайта - Net-Pr.Ru PR-CY.ru Каталог сайтов XARIS. Каталог сайтов Всего.RU Этот сайт защищен «Site Guard» OneRank.ru